Смартфон как оружие ментальной войны
Об авторе: Наталия Теряева — организатор и руководитель образовательного проекта «Школа юного инженера «Вектор NICA», учитель математики и технологий школы №7 Дубны, кандидат физико-математических наук. Буквально накануне теракта в «Крокус Сити Холле...
Об авторе: Наталия Теряева — организатор и руководитель образовательного проекта «Школа юного инженера «Вектор NICA», учитель математики и технологий школы №7 Дубны, кандидат физико-математических наук.
Буквально накануне теракта в «Крокус Сити Холле» в СМИ широко обсуждалась статья советника министра обороны РФ о ментальном театре военных действий, который формируют США и НАТО. И вот сразу же после теракта жителям России – взрослым и подросткам – пошли массовые рассылки через мессенджеры со стороны анонимов с предложениями устроить новый теракт за деньги или под давлением угроз. Обращаясь к детям, эти анонимы пытаются манипулировать ими, демонстрируя свое знание личной информации о них.
Правоохранительные органы России в свою очередь стали рассылать сообщения с правилами реагирования на такие обращения провокаторов. Это очень правильно, но убережёт рассудок не всех, кто получит сообщения от анонимов. Потому что для многих людей смартфоны стали почти частью собственного тела, которой они доверяют, как себе – ведь она заменила им их собственный рассудок. Поэтому они сознательно доверили смартфону всю свою личную информацию – от интимной переписки до банковских счетов.
И, надо сказать, людей к этому старательно подталкивали как продавцы услуг и товаров, так и государство путём активного приобщения населения всех возрастов к цифровой экономике.
Просто поразительно, что всего за пятнадцать лет огромная часть мира – так называемого цивилизованного мира – попала практически в полную ментальную, а порой и физическую зависимость от электронного устройства размером с ладонь, которым управляет неизвестно кто по ту сторону цифрового сигнала.
Одним из инструментов этого порабощения стали (не смейтесь)… игры. В игры на смартфонах играют все – и дети, и взрослые.
Например, мои ученики играют в сетевую игру Brawl Stars. Это условно-бесплатная финская стрелялка (шутер), которую вывели на рынок шесть лет назад. Она очень популярна среди детей благодаря своей простоте: можно ничего не знать и не уметь, и получать удовольствие неограниченное количество раз, интуитивно нажимая две кнопки.
Дети, как сейчас говорят, подсели на эту игру, хватают смартфон, лишь только прозвенит звонок на перемену, и не могут оторваться от неё, услышав звонок на урок. Некоторые играют под партой прямо во время урока. И никакая Госдума, запретившая смартфоны на уроках, им не указ. Раз родители дали смартфон, значит надо им пользоваться, когда захочется. А играть хочется всё время.
Содержание большинства игр для смартфонов таково, что играть в них и выигрывать без всякого труда может даже самый глупый и неразвитый человек. Иначе бы эти игры не пользовались спросом.
А теперь вопрос: кто и как этот спрос использует?
Ради интереса я заглянула в статью вражеской Википедии «Компьютерная игра». И удивилась. Разделы этой статьи о целях и экономике компьютерных игр пусты – на эти темы там нет ни слова. Есть отдельная статья об индустрии компьютерных игр, но из неё всё равно неясно, как разработчики игр сводят концы с концами и с какой целью пишут свои игры, если непонятно, как их потом продать.
Зато в иностранной прессе я нашла массу статей о том, что «пугает число игр, которые шпионят за вами», что «в популярных онлайн-играх за геймерами следят агенты спецслужб», что «когда вы просите приложение не отслеживать ваши действия, некоторые приложения iPhone все равно продолжают их отслеживать».
Ровно десять лет назад, в 2014 году, социологи Дженнифер Р. Уитсон и Барт Саймон опубликовали свою статью о тесной связи между отслеживанием поведения населения и видеоиграми – об их общих военных корнях. «Игры – это механизмы социальной сортировки, дисциплинарного воздействия и социального контроля, – утверждают авторы статьи. – Мы выделяем некоторые пересечения игр и слежки, начиная с обсуждения документов АНБ, обнародованных Эдвардом Сноуденом, об использовании игр как для наблюдения, так и для воздействия на ничего не подозревающее население».
То есть уже десять лет назад, когда населению активно навязывали смартфоны вместо «устаревших» кнопочных телефонов, было известно, что видеоигры являются естественным средством отслеживания поведения их владельцев иностранными компаниями и иностранными спецслужбами. Правда, продавцы смартфонов покупателям об этом не говорили.
Что мы имеем сегодня? А вот что. Исследователи Ник Йи, Николас Дюшено и Лес Нельсон с 2012 года собирали данные об активности игроков, зарегистрированные на веб-сайте World of Warcraft Armory, — по сути, это база данных, в которой записывается всё, что сделал персонаж игрока в игре (сколько и каких монстров убил, сколько раз умирал, сколько прибыли получил и так далее). Работа проводилась при поддержке Исследовательской лаборатории ВВС США.
Эти данные авторы работы использовали для определения личностных характеристик игроков в сравнении с данными, полученными в ходе их опроса. В выводах работы заявлено о существовании корреляции между выявленными при опросе характеристиками игроков и их количественными данными, полученными из игры. Идентичность геймера пересекается с гендерной, расовой и сексуальной идентичностью, утверждают авторы исследования. Проще говоря, по действиям игрока в игре можно установить его пол, расу и сексуальные предпочтения.
Как пишут, один из авторов этого исследования, Ник Йи, – предприниматель, занимающийся продажей информации об игроках, полученной при помощи опросов. Среди его клиентов Tencent и Wizards of the Coast. Возникла новая индустрия – компаний, продающих программное обеспечения для анализа данных, которые часто используются разработчиками игр.
Так что не стоит удивляться столь массовой осведомленности анонимных провокаторов, которые подкатывают с предложениями к гражданам России. Тут впору было бы провести исследование, в какие игры играли граждане России, получившие провокационные сообщения и звонки от анонимов.
А вот что стоит сделать, так это срочно доработать в Госдуме закон о запрете смартфонов на школьных уроках, запретив детям иметь их до наступления совершеннолетия. Пусть пользуются кнопочными телефонами – и то по окончании уроков. Причем закон должен быть доработан вместе с чётким механизмом ответственности за неисполнение. Отвечать за неисполнение закона должна не школа, а родители детей – именно они снабжают детей смартфонами. Мера ответственности – штраф с родителей.
И пока дети будут подрастать до совершеннолетия, нужно вести активную и широкую разъяснительную работу среди их родителей и других взрослых о мерах безопасности при использовании информационных технологий.
А ещё – разрешать для размещения в магазинах цифровых приложений только те из них, которые не несут опасности интеллекту и жизни граждан России.