Счётная палата на примере ГИС ГМУ выявила несовершенство законодательства в сфере IT

  

По итогам аудита официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях – ГИС ГМУ – Счётная палата опубликовала во вторник отчёт, в котором указывается принципиальный недостаток всей системы разработки и эксплуатац...

Июнь 25, 2024
Счётная палата на примере ГИС ГМУ выявила несовершенство законодательства в сфере IT

По итогам аудита официального сайта для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях – ГИС ГМУ – Счётная палата опубликовала во вторник отчёт, в котором указывается принципиальный недостаток всей системы разработки и эксплуатации государственных информационных систем – отсутствие нормативно закреплённой обязанности ответственного госоргана создавать и развивать те ГИС, за которые он отвечает.

В случае с ГИС ГМУ десятилетние – с 2012 по 2022 годы – расходы бюджета на ГИС ГМУ превысили 1,7 миллиарда рублей. Заказчик создания и развития системы и её оператор – Федеральное казначейство. Но проверить, хорошо или плохо казначейство справилось со своими обязанностями, Счётная палата не может, поскольку полномочия и обязанности заказчика (оператора) ГИС нигде не прописаны. «В действующем законодательстве [нет] требований к содержанию нормативного правового акта, предусматривающего обязанность госоргана по созданию и развитию государственной информсистемы», – сказано в сообщении.

И далее: «Отсутствие такого акта как в отношении ГИС ГМУ, так и в отношении любой иной госинформсистемы, не позволяет оценивать соответствие системы её целевому состоянию, а также осуществлять контроль за достижением целей и задач создания и развития ГИС и потенциально может приводить к использованию средств федерального бюджета без достижения результата».

В частности, заказчик ГИС – фактический обладатель прав на ПО, созданное при разработки ГИС за счёт федерального бюджета. Но формально обязанность регистрации этих прав за заказчиком не закреплена. В рассматриваемом примере с ГИС ГМУ версии ПО не регистрировались в Роспатенте на протяжении восьми лет. Из-за этого невозможна регистрация ПО в национальном фонде алгоритмов и программ, сетует аудитор Счётной палаты. Но предъявить очевидную претензию казначейству со ссылкой на нарушение правил не может, поскольку формально таких правил не существует.

Нет также показателей, характеризующих результаты создания и эксплуатации ГИС, даже с точностью до «хорошо или плохо». Так, в ГИС ГМУ «отсутствуют сведения о результатах деятельности более 20% действующих учреждений, а в более чем 70% сведений выявлены несоответствия». Нет должного взаимодействие системы с другими ГИС, как следствие, однажды уже подготовленные и готовые к применению данные в ГИС ГМУ вводятся повторно – вручную, с понятными и неизбежными результатами. ГИС ГМУ, в свою очередь, «практически не используется как источник юридически значимых сведений для иных ГИС».

По результатам аудита сформулированы общие предложения Счётной палаты – «установить требования к содержанию НПА, регулирующего обязательства госоргана по созданию и развитию ГИС» и «установить обязанности правообладателей по осуществлению государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, получаемых на каждом этапе создания (развития) ГИС».

См. также: Минцифры и Счётная палата опубликовали для обсуждения законопроект об инвентаризации ГИС>>>

От редакции

Отчёт Счётной палаты датирован 15 декабря 2023, а опубликован 25 июля 2024 без указания на то, выполнил ли заказчик и оператор ГИС ГМУ рекомендации по итогам аудита (предложенный срок их реализации – март 2024). Едва ли для своевременного информирования общественности Счётной палате необходим специальный НПА.

Заказчик и оператор ГИС также мог бы, не дожидаясь специального циркуляра, обеспечить соблюдение очевидных правил проектирования информационных систем, хотя бы исключить повторный ручной ввод данных, которые у государства уже есть в других ГИС.