Регионы к октябрю должны разработать программы развития беспилотных авиасистем – первый вице-премьер

  

На заседании президиума правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) принято решение о необходимости субъектам РФ во взаимодействии с Минпромторгом до 1 октября разработать региональные программы развития беспилотных ав...

Июль 03, 2023
Регионы к октябрю должны разработать программы развития беспилотных авиасистем – первый вице-премьер

На заседании президиума правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) принято решение о необходимости субъектам РФ во взаимодействии с Минпромторгом до 1 октября разработать региональные программы развития беспилотных авиасистем, сообщается на сайте правительства.

«В срок до 1 октября регионам необходимо разработать и утвердить такие программы и направить их в Минпромторг, который находится на своде этой работы», – поручил первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

Необходимо определить в каждом регионе должностное лицо, которое будет отвечать за развитие БАС, включая взаимодействие с Росавиацией и Минтрансом. Также регионам необходимо представить в Минтранс и Росавиацию информацию о планировании маршрутной сети и наличии земельных участков для размещения инфраструктуры для БАС.

Кроме того, в рамках формирования национального проекта регионам необходимо создать перечень организаций общего и среднего профессионального образования с учётом подтверждённой потребности в учебных беспилотниках и софинансирования в рамках действующего порядка.

Первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков рассказал, что проведена предварительная оценка потенциальной ежегодной потребности субъектов РФ в гражданских беспилотниках: необходимо 5678 машин различных типов, финансирование – свыше 50 миллиардов рублей.

Заместитель министра транспорта Игорь Чалик рассказал, что для организации полётов беспилотных воздушных судов на всей территории России реализована система «Цифровая платформа», которая сейчас совершенствуется. Система подразумевает, что все вопросы, касающиеся БАС, будут решаться онлайн – начиная с постановки беспилотных летательных аппаратов на учёт и заканчивая оперативной выдачей разрешений на полёт и определением районов, в которых можно выполнять полёты без дополнительных разрешений и заявок. В дальнейшем планируется интеграция системы с порталом госуслуг, чтобы пользователи, в том числе силовые структуры, могли определить, что полёт выполняется легально. До 2028 года во всех 89 субъектах Российской Федерации планируется оснастить аэродромы техническими средствами для обнаружения и противодействия противоправному применению БАС, сказал замглавы Минтранса.

Весной 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) совместно с Минпромторгом, АНО «Платформа НТИ» и «ВЭБ.РФ» разработала методологию обоснования потребности регионов в БАС и услугах, оказываемых с применением беспилотников, рассказал представитель ГТЛК. По результатам исследования в высокой степени готовности к применению БАС находятся 19 регионов из 31. Принявшим участие в исследовании регионам до 2030 года потребуется более 12 тысяч единиц беспилотных авиационных систем.

Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев рассказал, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого – создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области. В настоящее время разрабатываются модули подготовки для всех уровней образования, прорабатываются программы переподготовки педагогических кадров и профессорского состава. Будут организованы массовые соревнования в сфере управления и проектирования беспилотников, создан цифровой реестр кадров. Проект предполагает активное участие в нём российских регионов.

Губернатор Томской области Владимир Мазур рассказал, что Томск стал одним из первых регионов, где был введён экспериментальный правовой режим эксплуатации БАС. «За истекшее время мы определились со специализацией и, соответственно, приоритетами создаваемого НПЦ. Во-первых, это лётно-испытательная работа, для ведения которой создан полноценный комплекс и инфраструктура для опытно-экспериментальной эксплуатации беспилотных воздушных судов. Во-вторых, на завершающей стадии находится создание наземной инфраструктуры для отработки технических и организационных решений по обеспечению полётов БАС различных производителей в едином воздушном пространстве. Развёрнута целая сеть станций для обеспечения полётов пилотируемой и беспилотной авиации для полётов в едином воздушном пространстве. В-третьих, у нас уже создана целая программа массового обучения, тестирования внешних пилотов дронов. Подготовлено уже более 3 тысяч внешних пилотов, и на выходе программа массовой подготовки коммерческих внешних пилотов», – сказал глава региона.

Напомним, что с 2021 года в России были утверждены минимум две стратегии развития БАС, последняя из них – в конце июня (см. здесь и здесь). Сроки одной из них уже переносились на пять лет вперед.

В июне утверждены поручения президента по вопросам развития БПЛА.