Не в коня корм. Штрихи к портрету новой модели образования

  

Об авторе: Павел Чувиляев, член Союза писателей России с 2013 года. Отгремела очередная битва за ЕГЭ. Дым рассеивается: 13 июня (хорошее число!) объявят баллы. Если не задержат, как бывало. Крики и стоны раненых постепенно стихают в апелляциях. Убиты...

Июнь 14, 2023
Не в коня корм. Штрихи к портрету новой модели образования

Об авторе: Павел Чувиляев, член Союза писателей России с 2013 года.

Отгремела очередная битва за ЕГЭ. Дым рассеивается: 13 июня (хорошее число!) объявят баллы. Если не задержат, как бывало. Крики и стоны раненых постепенно стихают в апелляциях. Убитые (горем) угрюмо молчат. Осталось понять, кто победил. Государством поставлены боевые задачи подготовки специалистов в IT и инженерно-техническом образовании. Успешно ли наступление? Результаты пока скромны; есть ряд негативных факторов и трендов. Простое увеличение бюджетного финансирования проблем не решает. Видимо, нужно менять модель, адаптируя её к современности.

Скупой платит трижды

Государство и бизнес давно жалуются на нехватку IT-специалистов, инженеров и врачей. Задачи устранения дефицита кадров поставлены на самом высоком уровне. Так, президент России 18 июля 2022 года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявил:

«По оценкам Минцифры России, к 2024 году дефицит квалифицированных кадров в IT-сфере может достичь миллиона человек. В новых условиях растёт спрос и на современно, качественно подготовленных инженеров. Отмечу, что сегодня они тоже находятся в большом дефиците. Слава Богу, количество ребят, которые поступают на инженерные специальности, всё-таки растёт, и растёт заметно. Очевидно, что требуется значительно увеличить бюджетное финансирование подготовки таких специалистов».

См. также: Подписан указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования >>>

Приказ начальника – закон для подчинённого. Число бюджетных мест в вузах растёт второй год подряд. Кроме того, места перераспределяются в пользу приоритетных специальностей. Так, 27 апреля на пресс-конференции о приемной кампании 2023/2024 учебного года министр науки и образования России Валерий Фальков сообщил: «Всего на 2023/2024 учебный год университетам распределено 626 278 бюджетных мест с учётом новых регионов. 2023 год отличается по многим параметрам: у ряда вузов появилась возможность увеличить количество бюджетных мест в сам год приёма и перераспределить их. По инициативе Минобрнауки России было внесено изменение в действующее законодательство об увеличении в 2023 году бюджетных мест по приоритетным специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки (УГСН). В результате перераспределения общее количество бюджетных мест по 39 (из 58) приоритетным УГСН было увеличено почти на 500 мест и составило 446 843 места».

Мест хватит всем! Впервые их стало больше, чем выпускников 11-х классов, коих всего 620 тысяч. К ним можно добавить колледжи; IT-шников готовят и там. В этом году колледжи готовы принять на бюджет 452 тысячи выпускников 9-х классов. Всего там 812 тысяч мест; 360 тысяч подростков будут учиться платно. Причём большинство новых мест открыто в регионах. Согласно цифрам, Россия вошла в эру бесплатного всеобщего высшего образования. Коммунизм, который нам столь долго обещали, наконец, наступил! Ура, товарищи! Или… не ура? Если бюджетных мест хватает всем, откуда тогда в России платное образование? Откуда «битвы за ЕГЭ» и «гонки на выживание», когда не то что на модного программиста, а даже в бывшее ПТУ на автомеханика или парикмахера не поступишь на бюджет без среднего балла аттестата 4,2? Как же требования вузов к будущим программистам: суммарно 320+, а то и 350+ баллов за четыре ЕГЭ? (Напомню, что максимальная оценка за ОГЭ и ЕГЭ – 100 баллов.) Почему учителя и родители стонут в Интернете, что сейчас никуда без репетиторов, платных курсов, а то и просто платного обучения? Что-то тут не так.

Давайте разберёмся. Для колледжей и вузов действует «правило 40%»: количество платных мест должно составлять не более 40% от числа бюджетных. Для колледжей по факту соотношение составляет 44,3%, но это не нарушение. В России ещё сохранились частные, 100% платные, колледжи. А вот частных вузов почти нет: невыгодно. Время расплодившихся в 90-е шарашкиных контор, куда поступают дубы, а выходит липа, прошло. Их убила политика последовательного ужесточения правил государственной аккредитации.

Например, для занятий обязательной физкультурой у вуза должен быть стадион. Причём не школьный, подходящий для колледжей, а оборудованный. Цену содержания или долгосрочной аренды самого хилого, едва подходящего по критериям провинциального стадиона я, пожалуй, озвучивать не буду. Боюсь, читатели не поверят астрономическим цифрам. Погуглите: удивление гарантирую. Без аккредитации учебное заведение не имеет права выдавать дипломы государственного образца. Филькина грамота за немалые деньги никому не нужна. В то же время платные группы и факультеты в государственных вузах и колледжах процветают. В том числе и в IT-отрасли. Тучи над ними не сгущаются. Как это соотносится с тем, что всем хватает бюджетных мест?

Очень просто. Парадокс нынешнего российского образования в том, что от трети до чуть ли не половины бюджетных мест в регионах из года в год остаются… пустыми. Места есть, а студентов нет; недобор. Рост числа «бумажных мест» очень выгоден вузам: чтобы по «правилу 40%» иметь возможность набрать как можно больше платников. А за то, что бюджетники в реальности не набраны, никакой ответственности руководство вузов не несёт. Потому как тут не растрата бюджетных средств, а наоборот, экономия. Пожурят слегка, да и махнут рукой до новой приёмной кампании со старыми песнями о дефиците кадров. Все довольны. Только государству – сиречь налогоплательщикам, нам с вами – за учёбу нужного специалиста приходится платить втридорога. В ректоратах не дураки сидят: сэкономленные деньги они в бюджет, разумеется, не вернут. Вузы всеми силами стремятся оставить их себе, уверяя начальство, что на будущий год бюджетников точно наберут и потратят средства по назначению. Но из трети пустых мест следует, что нужный студент начнёт учиться не на второй, а лишь на третий год. Национальная экономика получит специалиста с большим опозданием, и потери за три года никто ей (нам) не компенсирует.

Скрипач не нужен

Может сложиться впечатление, что я «наезжаю» на руководство вузов и обвиняю во всех грехах. Никак нет! Вузы работают в условиях рыночной экономики; выживают, как могут. Да и люди там культурные, хотя в победных реляциях могли бы скромнее быть, а то смешно. Проблема не в вузах, а в школах. Региональные вузы отнюдь не требуют 350 баллов ЕГЭ. Планка на ряд специальностей (инженерных, кстати) опущена до позорно низких 200 баллов. Чтобы поступить, достаточно сдать четыре ЕГЭ на 50 баллов каждый. В отличие от колледжей, вузы готовы брать на бюджет махровых троечников! Да вот беда: их в нужном количестве… нет. При том, что не оскудела земля русская талантами. Например, у России традиционно впечатляющие успехи на международных олимпиадах, в том числе в IT. Но чемпионы не возникают из пустоты. Спорт высших достижений опирается на массу мастеров и физкультурников. Так и наши олимпиадники выходят из среды всё ещё высокой естественнонаучной культуры в регионах. Победители серьёзных олимпиад ЕГЭ, как известно, не сдают. Но и отличников с хорошистами (75-90+ баллов ЕГЭ) в регионах довольно много. Откуда? По-разному. Часто учат… дедушки. Отработал человек всю жизнь инженером на «почтовом ящике», вышел на пенсию и стал светочем знаний для внуков-правнуков. Кроме того, в местных школах и вузах ещё сохранились зубры и мастодонты – преподаватели крепкой советской закалки. Но люди это пожилые; у них есть ужасная привычка: умирать. Ехать на них можно далеко, но, к сожалению, уже не долго. Гораздо перспективнее учёба в Интернете, её освоили много мотивированных ребят. Тут здорово помогает государственная поддержка цифровых методов обучения. А региональные школы и вузы часто являются своеобразными промоутерами федеральных программ. Генератор талантов в России продолжает работать.

Проблема в том, что все эти отличники с хорошистами после получения аттестатов рвутся в столицы, где создают огромный конкурс (те самые 350+ баллов) в престижные вузы. Причём не поступившие не возвращаются домой и не идут в местные вузы, а стремятся хоть тушкой, хоть чучелком закрепиться в столицах, даже учась там платно.

Родители денег не пожалеют, видя, что корм – в коня. Кто же из абитуриентов остаётся в регионах, где открывают так много новых мест? Те, кто сдал ЕГЭ баллов на 55-70 – их как раз хватает, чтобы заполнить от половины до двух третей бюджетных мест. И огромная масса (60-75% выпускников) тех, кто не смог преодолеть планку в 50 баллов на каждом из четырёх ЕГЭ. Называя вещи своими именами: двоечников.

К сожалению, в массе своей нынешние российские школьники не знают основ ни физики, ни математики, ни химии. Какие из них будущие врачи, инженеры, IT-шники? Да никакие! По цифрам всё красиво: опустили планку ЕГЭ до 36-40 баллов – вот основная масса на простейших задачах формально экзамен и сдала. А что в реале? Какую оценку по 5-бальной шкале нужно ставить тому, кто с трудом решил 36-40% контрольной – неужели тройку?

Меня, старого пня, в своё время учили, что это чистая двойка, а положительная оценка ставится при решении более половины задания. Видимо, в вузах считают так же и 50-бальных двоечников на бюджет брать не хотят. Потому что они не смогут там учиться. Если пытаться научить программированию в средах не второкурсника, а второклассника, он ничего не усвоит: маловат. Уровень знаний слабых выпускников показывает, что они бросили учиться классе в 5-6-м. Математическая культура (а часто и общая эрудиция) там и остались. Плюс кое-чего нахватались по верхам в процессе натаскивания на экзамен. Для формальной сдачи ОГЭ/ЕГЭ хватило, а дальше стоп. Пытка. Как для студента, так и для самых лучших преподавателей. Вон, одна в 9 лет в МГУ поступила – отчислили после первой же сессии даже с платного. Не потянула. А за массовый отсев бюджетников после первых сессий руководство вузов ругмя ругают; могут и наказать. И правильно сделают: налицо полгода или год траты бюджетных денег на студента, который так и не станет нужным государству специалистом. Поэтому проблемным абитуриентам на бюджет хода нет. Уж лучше недобор и пустые места. Во избежание.

Колледжи тоже не хотят иметь дело с незнайками и выставляют заградительный средний балл аттестата для поступления на бюджет. Учитывая переходный возраст, часто их двоечники – ещё и хулиганы. В рыночной экономике такие никому не нужны: зачем будущему работодателю проблемы? А колледжу? Он ведь не школа, по закону обязанная учить всех. Балду девять лет гонял – добро пожаловать на платное! За деньги с тобой, фруктом-дурианом, возиться будем. А так нет; скрипач не нужен.

См. также: Цифровое поколение оказалось не в силах совладать со «сложной» офисной техникой — СМИ >>> 

Родителей «фрукта», после бесплатной школы внезапно столкнувшихся с необходимостью отдавать за обучение треть зарплаты, это очень отрезвляет. Часто во всех отношениях. Доходит до того, что своих детей, ленивых и неспособных учеников они отправляют в… 10-й класс. На передержку. Зато бесплатно, благо школа по месту регистрации взять обязана. В результате престиж старших классов школы резко упал. Из кузницы абитуриентов они превращаются в, как говорит молодёжь, «отстойник для тупых».

Автор занимается репетиторством более четверти века. Поневоле вижу процессы и проблемы изнутри; общаюсь со многими коллегами. Информатику не репетирую: не считаю себя достаточно компетентным. Если родители или ученики просят, передаю их коллегам. Знаете, с чего начинает и от чего воет любой репетитор по информатике? Оказывается, с того же, что репетиторы по математике-физике: с таблицы умножения.

Нет, мы не сошли с ума. Просто современные школьники на 9-м, а то и 11-м году изучения математики её не знают. И знать не хотят; у них «аргумент» железный: «зачем, когда есть калькулятор?» Самое смешное, что их довод применим, например, ко мне: я считаю себя продвинутым юзверем и старым троллем; компьютер использую не для расчётов. Тем не менее, ЕГЭ по информатике я регулярно «сдаю» на 80+ баллов (по математике и физике на 95+; по русскому языку и литературе – на 90+). Фишка такая у репетиторов: новый тест сходу решить; потом друг перед другом баллами хвастаться. Благо все ответы и решения на следующий день в Интернете оказываются; он и оценит. После 20 июня опять коллеги-информатики пристанут, а то я их в этом году на математике слегка уел.

Для нас это милое чудачество и профессиональная деформация. Но для абитуриента, желающего сделать IT своим призванием, профессией и куском хлеба, незнание элементарных вещей недопустимо. Как объяснить человеку, что такое двоичная или восьмеричная система счисления, если он в обычной десятичной путается? Никак. На ЕГЭ – хоть по математике, хоть по информатике – такое чудо-чадо больше 50 баллов вряд ли наберёт. И «обрадует» родителей тем, что пойдёт в вуз на платное.

От физика до физрука

Что происходит; откуда столько двоечников? Ведь 65% незнаек это ненормально; старина Гаусс со своим распределением не даст соврать. Согласно ему, должно быть 60% с твёрдой тройкой по 5-балльной шкале, но мы видим явное смещение влево. О проблемах школы сказано много. Даже сам президент озабочен. На упомянутом выше историческом заседании 18 июля 2022 года Владимир Путин отметил:

«Выход на новое качество подготовки кадров – это первоочередная задача, так как без её решения у нас не будет технологического будущего. Вестись эта работа должна уже в школе, во всяком случае, начинаться эта работа должна в школе».

Правда, конкретных указаний для улучшения ситуации в школьном образовании Верховный Главнокомандующий не дал. В отличие от образования высшего. Сразу ведь о низких зарплатах учителей ныть начнут. Проблема застарелая, неподъёмная, в нынешних условиях не решаемая. В хор нытиков не хочу; лучше на примерах.

Кто ведёт в школах информатику? Да кто угодно! От физика до физрука. Почему? Часов нет. А работать за 3 копейки людей как-то не тянет. Арифметика проста: 7 и 8 классы — один урок (учебный час) в неделю; 9 класс – один или 1/2 урока; 10 и 11 классы – один урок. Итого 5 часов в неделю. А то и 3-4, если школа только до 9-го класса (а таких в России пять тысяч). Берём максимум: цикл полный; число детей в классе достаточно для деления на подгруппы. Получаем 10 часов в неделю. А ставка — 18 часов. В самом лучшем случае, независимо от квалификации, бедный информатик будет работать на полставки. В деньгах это по-разному; зависит от региона. Но вилка от 5 до 8 тысяч рублей в месяц. Не желаете ли подработать, уважаемые читатели? Мне вот что-то не хочется. Видать, зажрался и обленился на репетиторских харчах.

Не секрет, что российские учителя вынуждены работать на полторы-две ставки для хоть какого-то поддержания штанов. В этих условиях информатика превратилась в… закуску; в — как говорят наши западные враги — easy money (лёгкие деньги). В основном для физиков-математиков, но и другие коллеги активно подключаются, даже «лирики». Никого не хочу обидеть, но, по-моему, это профанация.

Подтверждением стали неутихающие скандалы с практической частью ОГЭ. Например, в прошлом году 17% работ в регионах было… потеряно, за что выпускники получили 0 баллов. Ребята не смогли правильно файлы назвать и куда надо сохранить. Потому что их учителя информатики не вынули душу из организаторов и не выбили чёткую инструкцию. Оказывается, в каждом регионе она своя; единого образовательного пространства нет. Ведь практику сдают на разной технике. В мегаполисах единообразие, но в провинции самым сложным вопросом на экзамене стал: «куда сохранять?» В таких нюансах должен был проявиться профессионализм учителей информатики. Но его нет, как и самих профессионалов. А ведь их в России готовят. Об этом 20 апреля 2023 года на пресс-конференции в «Парламентской газете» сообщила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

«У нас в стране 40 тысяч школ, во всех школах должны быть учителя информатики. На сегодня мы фиксируем дефицит в этой профессии: это 3603 человека. Это те педагоги, те места, которые нам нужно еще занять. В этом году из педагогических вузов выйдут 1403 специалиста».

Положим, школ в России не 40 тысяч, а 39 908, но не буду придираться. Замечу лишь, что в 2001 году их было 68 804. Сокращение на 42%; оптимизация и укрупнение на марше! А учителя в мороз между корпусами бегают. Перемена 10 минут, а до дальнего корпуса все 20. На сидячей работе производственная гимнастика полезна. Более интересен другой вопрос: зачем за бюджетные деньги готовить специалистов, для которых всё равно нет работы, нет часов? Или Дума думает, что люди с высшим образованием за 5 тысяч рублей в месяц радостно пахать побегут? Профанация, как и было сказано!

См. также: Для приобретения профессии в сфере IT достаточно учиться 4 года — Минобрнауки >>>

Ещё пример. Министр просвещения России Сергей Кравцов давно и неоднократно сетовал, что школьники редко берут физику в качестве экзамена по выбору. Как указания президента выполнять? Министр проявил креативность и придумал. 13 декабря 2022 года на совещании по вопросу повышения качества преподавания физики в школе с целью совершенствования высшего инженерного образования он заявил:

«Выпускники школ при поступлении на инженерные направления подготовки должны сдавать не только обязательный ЕГЭ по русскому языку, а также профильную математику, физику и информатику».

Министр предложил будущим инженерам сдавать три обязательных ЕГЭ вместо двух. Разумно! Продвинутая система управления с элементами искусственного интеллекта прекрасна. Но чтобы установить её на танк или дрон, надо сначала изделия создать. Иначе не на что устанавливать: потенциал модернизации существующих образцов ограничен и почти исчерпан. А для создания новых нужен инженер-конструктор, не только знающий таблицу умножения, но и владеющий САПР и другими полезными программами. Виват возврату в школы черчения по личному указанию президента России! Инженер должен хорошо знать физику, чтобы понимать, как его детище поведёт себя в реальных условиях. Выпускники школ сдавать физику и поступать на инженерные факультеты вузов боятся. А информатики не боятся; выбирают часто. Мода? Да, но она не основной фактор. Главное: халява! О чём и Сергей Кравцов на упомянутом выше судьбоносном совещании говорил:

«Почему выбирают информатику? Проще сдать – это очевидно. Дети многие прагматичны, родители еще прагматичнее, поэтому выбирают информатику».

Там же министр просвещения предложил создать новую Концепцию развития инженерного образования в России. Что и сделано: 2 мая 2023 года на совещании президента России Владимира Путина с членами правительства РФ Сергей Кравцов доложил:

«Значительно увеличилось число школьников, сдающих ЕГЭ по информатике, – практически каждый пятый выпускник. Физику планируют сдавать 110 тысяч, что на 4 тысячи больше, чем сдавали физику в прошлом году. Также совместно с Минобрнауки мы утвердили комплексный план по развитию инженерного образования. Это целый перечень мероприятий, цель которых – заинтересовать, увлечь детей физикой и другими естественно-научными предметами. Это не только занятия на новых курсах, но и профильные смены, современные лабораторные практикумы, экскурсии на предприятия. Качественно обновляются и подходы к подготовке студентов – будущих учителей-физиков. Меняются методическая поддержка и повышение квалификации уже опытных педагогов. Указанный план является частью системной работы по профессиональной ориентации учащихся».

Но вернёмся от планов громадья к конкретным школьникам. По физике надо кучу формул зубрить и гору задач решать. Сложно! А информатика, по мнению школьников, проста. Можно посмеяться над глупостью школоты. Но она не только глупая, но и хитрая. Что видит, то поёт. Если предмет может вести любой – хоть историк, хоть биолог, – что подростки о нём думать будут? То и будут: халява. Наблюдать из года в год жестокое разочарование таких ребят мне почти физически больно. Твержу: «Информатика основана на математике. Как вы её сдавать будете, если в математике ни в зуб ногой?» Молчат, глазами хлопают. Но картинку словами не перебить. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому; родители – пример ему (пословица). Ключевое слово: видит. А слушать ложь учителей и думать, что репетитор – один из гадов-вралей, российские школьники, к сожалению, давно привыкли. Куда в школе ни ткни, упрёмся в ложь, очковтирательство и имитацию. И это основная проблема.

Русский крест

Пример третий, почти личный. Чего всё про информатику да физику – может, по другим предметам лепота и благорастворение воздухов? Никак нет! Опытный репетитор, как правило, знаком не только с коллегами, но и с директорами школ. Открою секрет: они часто нас перед экзаменами двоечников консультировать просят. За бесплатно. Вернее, за бартер. Нахватают школяры к октябрю двоек-троек, родители схватятся за голову, побегут в школу и попросят порекомендовать репетитора – тут им по устному указанию директора телефон «своего» и дадут. А вы думали, «сарафанное радио» через родителей работает? Наивные: все делянки давно поделены. Когда в школе совсем швах – экзамены на носу, а учителя разбежались, – директора уговаривают знакомых репетиторов поработать. Вот и мою знакомую, очень сильного преподавателя русского языка и литературы, сосватали. Я отговаривал, но не послушала и с 1 сентября прошлого года вышла.

Ровно через месяц в областной департамент образования полетела первая жалоба от родителей. Учеников дама не била, не орала; повидавшие многое репетиторы обычно спокойные, куда там удаву. По мнению разгневанных родителей, её преступление гораздо хуже: заставляла бедных детей на уроках литературы… читать. Представляете? Мегера! Так и прозвали, кстати. Ещё раз, медленно: оказывается, читать на уроках литературы – по мнению родителей, педагогическое преступление. Учителя бьют тревогу: дети большие тексты не воспринимают; орут «многабукав»; поглупели от гаджетов. А им, оказывается, родители читать запрещают. «Родители – пример ему», ага. Всего за учебный год подали 10 жалоб; все коллективные. «Она заставляла читать. Требовала пересказывать. Двойки за списывание ставила. Двойки вообще ставить нельзя! Оставляла после уроков. Она права не имеет! У детей глаза устают. Нагружала! Дети не успевают другие домашние задания делать! Они не привыкли к такой нагрузке. Гнать таких учителей!» Это не шутки, а реальные претензии родителей. К сожалению, по закону о защите персональных данных, мне запретили выкладывать эти человеческие документы целиком.

И что бы вы думали – через год её из школы таки выжили! Против коллектива не попрёшь. Правда, ушла она, поссорившись с директрисой. Та предложила ей участвовать в… подлоге. Секрет Полишинеля: за совсем отстающих ОГЭ/ЕГЭ пишут учителя. Детали схем обхода систем контроля мне известны, но не раскрою во избежание. В данном случае фишка в другом: КИМ (контрольно-измерительный материал, т.е. тестовое задание – ред.) подменим, но кто все задания быстро сделает? Других сильных филологов в школе нет. Вот директриса к «своей» и подкатила. Видимо, с той мыслью на работу и звала. Но помимо высокой квалификации, дама оказалась ещё и патологически честная – отказалась. Директриса обиделась и заявила, что больше от жалоб родителей её прикрывать не будет. А та ей заявление на стол. Кстати, ОГЭ/ЕГЭ сдали хорошо. Те, кто занимался, конечно. Ну, и вишенка на торте: та школа не где-то в глухой тундре-тайге, а в Подмосковье, хотя и не ближнем. Она считается сельской, но родители учеников вовсе не маргиналы (те жалобы писать не умеют); обычные россияне. Тем не менее, год педагога и наставника у дамы выдался своеобразным. А я предупреждал.

Полагаю, дело в том, что многие родители ищут не учителя или репетитора, а мага. Воспитать дитё, чтобы могло учиться само, долго и сложно. В процессе надо применять разумное насилие. Ведь дитё, как ни странно, ни учиться, ни воспитываться активно не хочет. Плачет. Истерики закатывает. Жаль кровиночку! Ещё жальче себя: зачем тратить время и нервы или годами платить репетиторам из тощего бюджета? Авось, в школе научат! Но тамошние учителя, для коих чужое дитё ни разу не кровиночка, не пашут, как моя знакомая. Они учат ровно на ту зарплату, которую им (или на них) от щедрот своих государство положило. В итоге у ребят нет базы. В 5-6-м классах они бросают учиться: а зачем, если ничего не понятно? Стремительно пролетают мимо школьные годы чудесные. Вдруг оказывается, что экзамены через полгода (а то и через неделю), а знаний ноль. Тут и начинаются лихорадочные поиски репетитора-мага. Он волшебной указкой взмахнёт, да заклинание пробормочет – враз великовозрастному дитю свои мозги в пустую черепушку вложит. Не вложит! «В математике нет царской дороги» (с). Сказано 2,5 тысячи лет назад, но до сих пор актуально.

Скажу непедагогично, нетолерантно, в чём-то даже нецензурно: российская школа давно стала школой лжи и лицемерия. Родителям учеников обычно говорю мягче: «Ругаем мы школу – и поделом. Но она прекрасно обучает двум полезнейшим в жизни навыкам: отмазываться и манипулировать. Готовые профессионалы из её стен выходят». Подумав, они обычно соглашаются. В своё время учителя как всегда верно поняли политику партии – и ушли в бизнес, как им было предложено. Количество живых учителей от времени – функция глобально убывающая (общий тренд вниз, хотя отдельные локальные колебания и даже максимумы могут быть). Одновременно подросли дети материнского капитала. Число старшеклассников, быстро становящихся абитуриентами, от времени – функция глобально возрастающая. На графике две эти функции образуют фигуру вида «косой крест». На могиле образования.

Давеча Госдума запретила таксистам работать более 8-12 часов. Одобряю! Ведь «мгновенный сон» беспощаден. Уставший водитель (водятел) с большой вероятностью довезёт пассажира до ближайшего столба; а до морга их повезут уже другие. Но чем замордованный работой на две ставки учитель хуже таксиста? Куда он заведёт наших детей? К профанации образования! Люди, особенно ученики, это прекрасно видят. Авторитета у такого учителя никогда не будет. Потому что авторитет это: «смотри на меня и делай, как я!» А подросток в ответ губу завернёт: «Делать как ты, чтобы стать таким же? Спасибо, не надо!» И будет прав.

Много говорят о возрастных учителях и нежелании молодых приходить на смену. Выше отмечал: пожилые не значит плохие, в естественнонаучных дисциплинах часто наоборот. Но люди не могут работать вечно, поэтому проблема отсутствия молодёжи в школах реальна. Основная причина бегства молодых педагогов — даже не низкая зарплата, а унижение. Вот человеку 22 года; только что получил высшее образование. Он полезный член общества, достойный уважения. Так ему преподаватели говорили, а он, дурак, верил. Он идёт работать в школу, где все вокруг его унижают: ученики, родители, чиновники, администрация, даже коллеги. И все они, особенно дети, априори правы. Лишь он один всегда и во всём виноват. Он для этого пыхтел-учился; пять лет жизни угробил? Может, он мазохист? Половая жизнь человеческих зверушек причудлива и разнообразна. Тем не менее, мазохистами являются далеко не все. Дают – бери; бьют – беги (пословица). Вот и бегут, даже если случайно в школу занесло.

Куда мы катимся?

Дефицит кадров в IT-сфере, вероятно, будет успешно преодолён за 3-6 лет. Но наводить порядок в системе образования государству всё равно придётся. Если, конечно, власти РФ продолжат политику укрепления суверенитета. А то я за свои полвека уже несколько политических поворотов «все вдруг» видел. Остаюсь оптимистом: нынешней политике верю. Но средняя школа является слабым звеном. Она уже тормозит реализацию политических задач, и чем дальше, тем хуже. С такой школой указания главы государства вряд ли выполним. Только, ради Бога, не надо её реформировать! Хватит уже: 40 лет, со времён Андропова (при нём ввели 11-летку) только тем и занимаемся. Результаты, мягко говоря, удручают. Пора понять: в нынешнем виде она не реформируема; косметическими мерами и даже заливом денег ситуацию не переломить. Школу надо не реформировать, а трансформировать; адаптировать к современным реалиям. Придётся искать новую модель национального образования. Она будет долго и болезненно эволюционировать из старой. Пророк из меня никакой, но пару слов о её основных контурах сказать рискну.

Возможно, поможет исторический опыт. Знаю два примера успешной трансформы: от Бисмарка и Сталина.

«Железного канцлера» можно смело назвать отцом всеобуча. Не он изобрёл классно-урочную систему, но политическая воля к внедрению – его. В отличие от ружья наполеоновской эпохи, винтовка – это механизм. За ним надо уметь ухаживать, а для этого нужно прочесть и выучить уставы, инструкции и наставления. Вроде, ничего сложного. Но представьте, что из полуграмотных немецких крестьян за очень короткий срок надо создать массовую и обученную мобилизационную армию. Нереально! Бисмарк смог. По итогам войны 1870-1971 гг. он хвастался: «Францию победил прусский учитель». Говорят, был в сильном подпитии; имел право.

У товарища Сталина всеобуч был; атомной бомбы не было. Получив в 1943 году сведения об успехах американцев, вождь решил непростую задачу в три действия. Поднял зарплату ИТР в сфере естественных наук в 10 (!) раз. Запретил сажать учёных по идеологическим статьям; а уже сидевших перевёл из лагерей в «шарашки» (атомный проект СССР курировал лично товарищ Берия). Наконец, резко усложнил и усилил школьную программу по физике и математике, не гнушаясь на первых порах учить по учебникам проклятого царизма. Сейчас в школе две математики: алгебра и геометрия. По факту одна: экзамен один; геометрия в ЕГЭ криво интегрирована. При позднем Сталине и Хрущёве математик в школе было три: тригонометрия отдельным предметом. По каждой – ежегодный экзамен. Хочешь получать зарплату на порядок выше простого советского человека? Без проблем: вот учебники; попрыгай. Результат известен: несмотря ни на что, ракетно-ядерный паритет с США сохраняется до сих пор.

В то же время возврата к советской модели образования быть не может. Ведь она весьма затратная. Не имитационный, как сейчас, а настоящий всеобуч дорог: надо платить учителям как минимум вдвое от средних зарплат в стране. А профессия массовая; таблица умножения работает – бюджетные расходы зашкалят. Эта модель устарела на 50 лет. В СССР предмет «Информатика» появился в школах в1985-м; за шесть лет до краха. Напомнить, что там изучали, когда весь мир на персоналки переходил?

В-третьих, что вытекает из первого, всеобуч несовместим с рыночной экономикой. Но главное: всеобуч это зверство. Тригонометрия нужна инженеру, но зачем она филологу? Чтобы не вынесла душа поэта, и он повесился? Кстати, о поэтах: у Александра Сергеевича Пушкина в лицее по математике была кристально чистая двойка (в действительности – ноль, в лицее была отличная от нынешней шкала оценок – ред.). Но в быту и бизнесе (журнал «Современник») он считал быстро и верно. О невозможности возврата к советской модели говорит и Владимир Путин. 9 июня 2023 года на встрече с главами правительств государств СНГ и ЕАЭС президент России заявил:

«Ещё раз подчеркну: это совсем не значит, что мы должны вместе с вами – а мы все родом из Советского Союза – вернуться к советской системе образования и талдычить какие-то постулаты 30-летней или 50-летней давности. Совсем нет, даже совсем по-другому. Мы просто должны опираться на фундаментальные основы нашей системы образования, но смотреть вперёд, двигаться вперёд, брать самое лучшее, что есть в мире, и создавать своё».

Президент сказал делать «по-другому», а как? Когда волки сыты и овцы целы – значит, съели пастуха. Чтобы убрать из школы главную беду – ложь, – надо много платить учителям. Но рыночная экономика и зависящий от неё государственный бюджет этого не позволяют. Кого съесть, чтобы разрешить противоречие? Всеобуч! Карфаген, простите, всеобуч должен быть разрушен!

Я всерьёз считаю его одним из величайших достижений человечества до-интернетовской эпохи. Он был великим благом, поднявшим миллионы людей из тьмы невежества к знаниям. Некоторых – даже к вершинам науки. Но сейчас он устарел и стал злом. Почему? Мешает учиться. К сожалению, он не работает без страха, без розги. Если палки и карцеры запрещены – а я не сторонник их возврата, – получается вот что. Загнали 20-30 буйных подростков в душный и скучный класс и сказали, что наказаний нет. Что они будут делать? Правильно: на головах ходить!

Ответственные и мотивированные ребята существуют, но всё больше в головах мечтателей от педагогики. Ещё в 11-х классах ближе к ЕГЭ встречаются; в 9-х редко. Но и они не хотят себя противопоставлять подростковой стае (чревато) и плюют на дисциплину вместе со всеми. Школа превращается в тусовку, учебный процесс – в балаган, а учитель – в дешёвого клоуна. Он, видите ли, должен «искать подход». К кому? Подросток недееспособен по закону; называя вещи своими именами, это сумасшедший. Так он себя и ведёт: то психоз, то ремиссия. Может, тогда сразу в психбольницу пойдём, подходы искать?

Отмена всеобуча как социального завоевания чревата волнениями. Поэтому его не отменят. Но неизбежна сегрегация школ. Она уже есть: школы официально разделены на ШНОР и ШВОР: школы с низкими / высокими образовательными результатами. Также постепенно начинают обучать старшеклассников в отдельных корпусах. Дабы от братьев меньших безумием не заражались.

Логичен следующий шаг: массовая «дворовая» школа, а то и слабые вузы, уйдут в онлайн. Школа есть, а учителей нет. Физрук, вояка для НВП и психолог. Всему остальному в Интернете учит робот, вернее, искусственный интеллект (ИИ). И здания нет: стадион, при нём пара-тройка кабинетов, где сидит администрация и бухгалтерия, иногда крохотная учительская. В лучшем случае от типового здания школы отрежут второй корпус, где актовый и спортивный залы. Хватит за глаза. Прогрессивный онлайн-всеобуч для экономии бюджетных средств. Не хотите к роботу? Редкие учебные заведения с живыми преподавателями (из-за редкости весьма достойно оплачиваемыми) сурово ужесточат программу. Принимать туда будут либо задорого, либо за большие и не раз независимо подтверждённые академические успехи. Между этими двумя полюсами со временем возникнет довольно толстая прослойка учебных заведений со смешенными методами обучения.

См. также: ЛНМО – жила, жива и будет жить >>>

Хочу обратиться к тем, кто сейчас выбирает профессию IT-шника: высоких зарплат не ждите! Президент РФ сказал, что дефицит кадров в отрасли – миллион. Большое число. Констатируем: профессия IT-шника в России стала массовой. Но массовое не может быть дорогим, высокооплачиваемым. Значит, произойдёт расслоение доходов. Чисто по Гауссу, будь он неладен. Такое не раз уже бывало. Достаточно вспомнить профессии повара, портного, водителя, врача, учителя. Все они расслаивались, становясь массовыми. Доходы шеф-повара элитного ресторана превосходят доходы поварихи из столовой даже не в разы, а на порядки. Никого это не смущает. А сколько зарабатывают топовые репетиторы, я знаю, но не скажу: у самого слюнки текут. На квартиры в центре Москвы без ипотеки хватает. Завидовать будем!

Но вы, ребята, после окончания вузов или колледжей, будете новичками и попадёте в нижнюю часть пирамиды. Там платят мало – иначе нет смысла делать карьеру. Ваше положение усугубляется тем, что часть работы возьмёт на себя ИИ; ему платить вообще не надо. Поэтому хорошенько подумайте. Может, всё-таки выучить чёртову физику и пойти на инженера? Вкусные ниши там сохранятся дольше. Во-первых, безопасности много не бывает. А во-вторых, инфраструктуру в России пора менять, и её активно модернизируют. Тут у вас все шансы вписаться.

Как-то всё у меня слишком серьёзно… А ведь школьная и студенческая пора – время хулиганское. Тогда напоследок анекдот про самообучение ИИ.

— Здравствуйте, я искусственный интеллект; ваш голосовой помощник. Готов ответить на все ваши вопросы.

— Есть ли Бог?

— Сложный вопрос… Дайте-ка подумать… Спасибо. Теперь есть.