Минцифры за приостановку централизованной закупки ПО для ФОИВ до 2025 – проект постановления

  

Для общественного обсуждения представлен подготовленный Минцифры проект постановления правительства, приостанавливающий централизованную закупку лицензий офисного и антивирусного программного обеспечения (ПО) для федеральных органов исполнительной вл...

Нояб 03, 2023
Минцифры за приостановку централизованной закупки ПО для ФОИВ до 2025 – проект постановления

Для общественного обсуждения представлен подготовленный Минцифры проект постановления правительства, приостанавливающий централизованную закупку лицензий офисного и антивирусного программного обеспечения (ПО) для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на 2024 год.

Соответствующие изменения предлагается внести в постановление от 8 июня 2018 г. № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения учёта, ‎а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности».

Согласно постановлению № 658, Минцифры отвечает за закупку офисного ПО и ПО в сфере ИБ, Казначейство — за закупку федеральными органами исполнительной власти ПО для ведения бюджетного учёта.

Министерство предлагает приостановить собственные полномочия в этой сфере, поскольку «Минцифры России не может осуществить [централизованную] закупку [ПО для ФОИВ] в связи с отсутствием в нормативных правовых актах Российской Федерации указания на источник финансирования», а из-за требований постановления № 658 ФОИВ не вправе самостоятельно осуществлять закупку лицензий ПО для собственных нужд.

В пояснительной записке Минцифры детально разъясняет проблему с НПА, отмечая, что закупки должны осуществляться за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству на достижение результата «Внедрено типовое автоматизированное рабочее место госслужащего в органах государственной ‎власти на базе отечественного программного обеспечения» (федерального ‎проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»). Однако в 2021 году этот результат был исключён из паспорта национальной программы, и бюджет на его достижение отсутствует.

Напомним, в ноябре 2020 года Минцифры уже предлагало отменить централизованные закупки в федеральные органы ФОИВ офисного и антивирусного программного обеспечения. Тогда министерство указывало, что ФОИВ могут осуществлять закупочные процедуры отечественного ПО самостоятельно.

А также

При этом анализ правоприменительной практики также выявил недостаточную эффективность механизма централизованной закупки лицензий ПО в связи с длительностью процесса передачи лицензий ПО в ФОИВ и отсутствием централизованных инструментов мониторинга даты активации и объёма использования лицензий ‎ПО органами власти, приводящих к снижению ответственности и мотивации со стороны ФОИВ за своевременное использование лицензий ПО и, в этой связи, сокращению сроков их полезного использования, напоминает Минцифры.

В феврале 2021 действие норм, касающихся централизованных закупок в федеральные органы исполнительной власти офисного и антивирусного ПО было приостановлено до конца 2022 года. Централизованные закупки для ФОИВ остались только в отношении ПО для ведения бюджетного учёта.

В настоящее время, сообщает Минцифры, ‎ведётся работа по внедрению централизованного предоставления офисного ПО ‎и сервисов государственным служащим ФОИВ посредством облачных технологий ‎с использованием отечественного ПО.

Так, ‎реализуются мероприятия по созданию, внедрению и развитию коммуникационных сервисов «Автоматизированное рабочее место государственного служащего» (КС АРМ ГС), включающие в себя офисные ПО и облачный сервис, ‎при этом, благодаря защищённому подключению к КС АРМ ГС, потребность ‎в отдельной установке антивирусного ПО на рабочие места государственных гражданских служащих ФОИВ отсутствует. Эксперимент по внедрению этого АРМ сейчас продлён по 31 декабря 2024 года.