Коммерческий ЦОД глазами облачного провайдера
Об авторе: Андрей Перекрест, директор департамента реализации облачных решений ГК Softline. Большинство центров обработки данных – порядка 53% – находятся в США. Более трети ресурсов сосредоточено только в одном штате, Вирджиния, где расположены ЦОД...

Об авторе: Андрей Перекрест, директор департамента реализации облачных решений ГК Softline.
Большинство центров обработки данных – порядка 53% – находятся в США. Более трети ресурсов сосредоточено только в одном штате, Вирджиния, где расположены ЦОД Amazon, Microsoft, Facebook и Google.

На Европу приходится 16% всех мощностей ЦОД, на Китай – 15%, там самыми крупными потребителями являются Alibaba, Tencent и Baidu.
Российский рынок ЦОД составляет несколько процентов от мирового. Количество стоек в России оценивается примерно в 55,7 тысячи единиц, с общей подведённой мощностью в 667 мегаватт.
Ниже представлена динамика развития российского рынка ЦОД в суммарном количестве стоек за последние 7-8 лет:

Большинство ЦОД расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Это связано в первую очередь с концентрацией бизнеса и заказчиков в центральном регионе. Но видна динамика развития ЦОД на всей территории России, открываются крупные проекты на Дальнем Востоке, Екатеринбурге, Казани и других городах.
Два варианта использования ЦОД
Есть два модели использования ЦОД облачными провайдерами:
- размещение IT-инфраструктуры в собственных ЦОД;
- аренда стоек в коммерческих ЦОД.
Строительство и эксплуатация собственного ЦОД позволяет обеспечить необходимый уровень отказоустойчивости сервисов, начиная с инженерной инфраструктуры и заканчивая приложениями, развёрнутыми в ЦОД. Требует крупных инвестиций и штат персонала.
Размещение инфраструктуры в коммерческих ЦОД создаёт риски для надёжности инженерной инфраструктуры. Российские коммерческие ЦОД имеют очень высокие отраслевые стандарты надёжности, которые позволяют эти риски минимизировать. Аренда стоек в коммерческих ЦОД позволяет облачным провайдерам сосредоточиться на развитии своих основных сервисов. Это понятный мотив – по той же причине заказчики отдают инфраструктуру на аутсорсинг облачному провайдеру.
Требования облачных провайдеров к коммерческим ЦОД
1. Надёжность инженерной инфраструктуры и SLA
Уровень SLA облачных сервисов не должен быть выше SLA оператора ЦОД, в противном случае он не будет выполняться. Поэтому для облачных провайдеров при выборе коммерческого ЦОД уровень SLA необходимо обязательно синхронизировать со своим собственным, а в случае расхождений – нивелировать этот риск за счёт резервирования вычислительных мощностей в нескольких коммерческих ЦОД. Многие российские облачные операторы помимо расположения своей инфраструктуры в локальных ЦОД расширяют своё присутствие в странах СНГ и даже дальнем зарубежье.
2. Необходимость сертификации Uptime Institute
Uptime Institute (UI) — общепризнанная организация по сертификации ЦОД на предмет надёжности, работает по всему миру. В России сертификация UI уже стала отраслевым стандартом. До недавнего времени основным уровнем сертификации при строительстве ЦОД в России был Tier III, сейчас уровень повысился: есть несколько проектов на стадии реализации с уровнем отказоустойчивости Tier IV. Для облачных провайдеров такая сертификация даёт возможность не держать в штате высококвалифицированных специалистов, способных провести полноценный анализ инженерной инфраструктуры при выборе коммерческого ЦОД.
3. Гибкость (клиентоориентированность)
Коммерческий ЦОД должен предоставлять качественный сервис и быть готовым приспосабливаться к потребностям облачных провайдеров, быстро и гибко реагировать на изменяющиеся технические требования.
4. Стоимость
Коммерческий ЦОД должен соблюдать баланс между стоимостью услуг и качеством, а также обеспечивать гибкую модель оплаты.
5. Безопасность
Коммерческий ЦОД должен обеспечивать контроль доступа, круглосуточное видеонаблюдение, защиту от вторжений, пожарную безопасность и т.д. Также отраслевым стандартом является сертификация PCIDSS (стандарт безопасности данных платёжных карт, учреждённый международными платёжными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover) в части физической безопасности ЦОД.
6. Поддержка
Коммерческий ЦОД должен предоставлять высококвалифицированную техническую поддержку 24/7, в которую входит возможность использования «удалённых рук» (онлайн-доступ к управлению оборудованием) в аварийных случаях, чтобы собственный персонал имел возможность оперативно отреагировать. Также при аварийных ситуациях на инженерной инфраструктуре ЦОД очень важна слаженная работа и оперативные коммуникации между подразделениями. Облачный провайдер и коммерческий ЦОД являются партнёрами при предоставлении облачных сервисов для крупных заказчиков, как следствие проблемы на стороне ЦОД несут репутационные риски для обеих компаний. Поэтому крайне важно при возникновении аварийных ситуаций в ЦОД прозрачность и открытость предоставления информации о ходе решения проблемы, что позволяет снизить влияние аварии на взаимоотношения с конечным заказчиком.
7. Наличие у ЦОД нескольких операторов связи и сетевая нейтральность
При условии предоставления каналов связи разными компаниями в рамках одного ЦОД у облачного провайдера появляется возможность уменьшить стоимость и повысить качество предоставляемых услуг. Желательно, чтобы операторы заходили в ЦОД несколькими ВОЛС, это добавляет дополнительное резервирование на случай аварийных ситуаций. Коммерческий ЦОД должен соблюдать сетевую нейтральность (carrier neutral), то есть не ограничивать получение телекоммуникационных услуг в зависимости от оператора. Это уже стало отраслевым стандартом – отсутствие carrier neutral у коммерческого ЦОД встречается крайне редко.
8. Возможность масштабирования
Инфраструктура облачного провайдера постоянно расширяется, поэтому коммерческий ЦОД должен иметь возможность постоянно предоставлять ему дополнительные стойки. Отсутствие такой возможности – самая частая причина, по которой облачные операторы решаются на переезд в другой ЦОД.