Законопроект об антимонопольном регулировании «цифровых» рынков существенно доработан ко второму чтению

  

На сайте Государственной Думы опубликован подготовленный с существенными поправками ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» р...

Июнь 21, 2023
Законопроект об антимонопольном регулировании «цифровых» рынков существенно доработан ко второму чтению

На сайте Государственной Думы опубликован подготовленный с существенными поправками ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» рынков).

Напомним, документ (так называемый пятый антимонопольный пакет) был внесён в Думу в июле 2022 и принят в первом чтении в ноябре. Разработанный ФАС законопроект направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Первым вариантом документа предполагалось, что в случае принятия новое антимонопольное законодательство заработает с 1 марта 2023 года.

Ко второму чтению срок вступления в силу НПА перенесён на 1 сентября 2023 года.

Также переработано определение понятия «сетевой эффект»; введено понятие «цифровая платформа» (включено в предыдущее понятие); соответствующим образом переработана проектируемая статья 10.1, предусматривающая запрет монополистической деятельности лицами, владеющими цифровой платформой; переработаны положения проектируемой статьи 9.2, регламентирующей проведение экспертизы; внесены множественные редакторские правки.

Сетевой эффект

По поводу «сетевого эффекта» ФАС давала следующие разъяснения.

«Предлагается дополнить Федеральный закон «О защите конкуренции» новой статьей 10.1, предусматривающей запрет монополистической деятельности лицами, использующими в информационно-телекоммуникационной сети программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей.

Таким образом, положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции будут применяться также к хозяйствующим субъектам, использующим программу (совокупность программ) для электронных вычислительных машин, которая обеспечивает взаимодействие иных лиц, выступающих продавцами и покупателями определенных товаров, посредством информационно-телекоммуникационной сети в целях обеспечения возможности совершения между ними сделок, при наличии в совокупности следующих условий:

  • сетевой эффект от использования такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин даёт хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, заключение сделок продавцов и покупателей на котором осуществляется с использованием такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин, и (или) устранять с этого товарного рынка хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
  • доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями путём предоставления доступа к программе (совокупности программ) для электронных вычислительных машин такого хозяйствующего субъекта, превышает 35% от общего объёма в стоимостном выражении сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке; выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей».

Ко второму чтению формулировка понятия «сетевой эффект» изменилась следующим образом:

Было Стало
Сетевой эффект – зависимость потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменение ценности товара для одной группы пользователей при уменьшении или увеличении количества пользователей в другой группе (косвенный сетевой эффект).

 

Сетевой эффект — свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее — цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.

Без изменения осталось условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. В случае принятия законопроекта с ФАС России будут согласовываться сделки, сумма которых превышает 7 миллиардов рублей.

По мнению ФАС, принятие законопроекта позволит сформировать правовые механизмы противодействия «цифровым картелям» и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.

Справка

Как писал D-Russia.ru, разработка пятого антимонопольного пакета началась не позднее 2018 года. Первый вариант законопроекта ФАС представила в марте 2018 года. Минэкономразвития дало на него отрицательный отзыв.

В 2019 году в Госдуму вносился депутатский законопроект о регулировании деятельности крупных интернет-компаний, однако он был отозван.

Позже ФАС планировала внести свой доработанный документ в Думу в сентябре 2021. В результате законопроект поступил в ГД в июле 2022 года.