Законопроект об антимонопольном регулировании «цифровых» рынков существенно доработан ко второму чтению
На сайте Государственной Думы опубликован подготовленный с существенными поправками ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» р...

На сайте Государственной Думы опубликован подготовленный с существенными поправками ко второму чтению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (в части совершенствования антимонопольного регулирования «цифровых» рынков).
Напомним, документ (так называемый пятый антимонопольный пакет) был внесён в Думу в июле 2022 и принят в первом чтении в ноябре. Разработанный ФАС законопроект направлен на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Первым вариантом документа предполагалось, что в случае принятия новое антимонопольное законодательство заработает с 1 марта 2023 года.
Ко второму чтению срок вступления в силу НПА перенесён на 1 сентября 2023 года.
Также переработано определение понятия «сетевой эффект»; введено понятие «цифровая платформа» (включено в предыдущее понятие); соответствующим образом переработана проектируемая статья 10.1, предусматривающая запрет монополистической деятельности лицами, владеющими цифровой платформой; переработаны положения проектируемой статьи 9.2, регламентирующей проведение экспертизы; внесены множественные редакторские правки.
По поводу «сетевого эффекта» ФАС давала следующие разъяснения.
«Предлагается дополнить Федеральный закон «О защите конкуренции» новой статьей 10.1, предусматривающей запрет монополистической деятельности лицами, использующими в информационно-телекоммуникационной сети программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей.
Таким образом, положения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции будут применяться также к хозяйствующим субъектам, использующим программу (совокупность программ) для электронных вычислительных машин, которая обеспечивает взаимодействие иных лиц, выступающих продавцами и покупателями определенных товаров, посредством информационно-телекоммуникационной сети в целях обеспечения возможности совершения между ними сделок, при наличии в совокупности следующих условий:
- сетевой эффект от использования такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин даёт хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, заключение сделок продавцов и покупателей на котором осуществляется с использованием такой программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин, и (или) устранять с этого товарного рынка хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
- доля сделок, совершаемых между продавцами и покупателями путём предоставления доступа к программе (совокупности программ) для электронных вычислительных машин такого хозяйствующего субъекта, превышает 35% от общего объёма в стоимостном выражении сделок, совершаемых на соответствующем товарном рынке; выручка такого хозяйствующего субъекта за последний календарный год превышает 2 миллиарда рублей».
Ко второму чтению формулировка понятия «сетевой эффект» изменилась следующим образом:
Было | Стало |
Сетевой эффект – зависимость потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменение ценности товара для одной группы пользователей при уменьшении или увеличении количества пользователей в другой группе (косвенный сетевой эффект).
|
Сетевой эффект — свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (далее — цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей. |
Без изменения осталось условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. В случае принятия законопроекта с ФАС России будут согласовываться сделки, сумма которых превышает 7 миллиардов рублей.
По мнению ФАС, принятие законопроекта позволит сформировать правовые механизмы противодействия «цифровым картелям» и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью со стороны цифровых платформ.
Справка
Как писал D-Russia.ru, разработка пятого антимонопольного пакета началась не позднее 2018 года. Первый вариант законопроекта ФАС представила в марте 2018 года. Минэкономразвития дало на него отрицательный отзыв.
В 2019 году в Госдуму вносился депутатский законопроект о регулировании деятельности крупных интернет-компаний, однако он был отозван.
Позже ФАС планировала внести свой доработанный документ в Думу в сентябре 2021. В результате законопроект поступил в ГД в июле 2022 года.