Представлены результаты десятого национального рейтинга инвестклимата в регионах
Итоги национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, который ежегодно формируется «Агентством стратегических инициатив» вместе с ведущими деловыми объединениями, представлены во время Петербургского международного экономи...

Итоги национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, который ежегодно формируется «Агентством стратегических инициатив» вместе с ведущими деловыми объединениями, представлены во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023), сообщает АСИ в пятницу.
Рейтинг формируется по 67 показателям, в число которых входит и уровень обеспеченности региона IT-инфраструктурой, развитие электронных сервисов для комфортного ведения бизнеса, интегрированных с единым инвестиционным порталом субъекта РФ.
См. также: «Инвестиционный стандарт» обсуждён на комиссии Госсовета и встрече президента с главой «Деловой России» >>>
Всего регионы распределены по 37 местам – так как разница между индексами мала. По словам главы АСИ Светланы Чупшевой, улучшение отмечено в таких сферах, как получение разрешения на строительство, постановка на кадастровый учёт, регистрация права собственности, сократилось число проверок бизнеса (правительство ввело мораторий), уменьшились сроки для технологического присоединения к электросетям, растёт малый и средний бизнес («единственное направление, по которому фиксируется рост по всем показателям и увеличение удовлетворенности, это поддержка малого и среднего бизнеса»). Ухудшение, уже стабильно, демонстрирует процесс подключения к газовым сетям.
Первое место заняла Москва, второе место – Татарстан, на третьем месте расположились Московская, Нижегородская и Тюменская область: два последних региона в рейтинге 2022 года занимали пятое место.
Четвертое место — у Башкортостана, Тульской и Сахалинской области. Башкирия и Сахалин поднялись на одно место вверх по сравнению с прошлогодним рейтингом. Топ-5 рейтинга закрывают Новгородская область и Краснодарский край, в 2022 году занимавший восьмое место.
Шестое место поделили Санкт-Петербург и Чечня, ранее находившаяся на 13 месте. Седьмое место – у Калужской области. На восьмом месте расположились Крым и Смоленская область – первый регион в прошлом году находился на седьмом месте, второй – на 11 месте. Девятое место занимают Магаданская область, ХМАО и Самарская область: у Магадана в прошлом году было 14 место, у ХМАО – шестое. ТОП-10 замыкает Карелия, которая по итогам рейтинга 2022 года находилась на 14 месте.
11 место – Челябинская и Белгородская область.
12 место – Ростовская область и Севастополь.
13 место – Северная Осетия, Воронежская область, Приморский край, Новосибирская, Саратовская, Ленинградская область.
14 место – Тамбовская область, Хабаровский и Пермский край.
15 место – Кемеровская, Ярославская, Калининградская область, Якутия, Липецкая область.
Регионами-лидерами, продемонстрировавшими наибольшую динамику роста интегрального индекса, стали Забайкальский край, Чечня, Москва, Нижегородская область, Тюменская область и Татарстан.
Итоговая оценка национального рейтинга формируется по четырем направлениям: «Регуляторная среда» (качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям), «Институты для бизнеса» (эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса; например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП), «Инфраструктура и ресурсы» (наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности; например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры — технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов), «поддержка МСП» (уровень развития малого и среднего предпринимательства и эффективность различных видов поддержки предпринимательства).
Субъекты-лидеры по направлениям национального рейтинга:
«Регуляторная среда»:
Московская область
Сахалинская область
Тульская область
Москва
Якутия
«Институты для бизнеса»:
Смоленская область
Новгородская область
Краснодарский край
Крым
Калужская область
«Инфраструктура и ресурсы»:
Москва
Тюменская область
Татарстан
Ростовская область
Самарская область
«Поддержка МСП»:
Москва
Татарстан
Санкт-Петербург
Московская область
Новосибирская область