От «космонавта» через «бутылочку» к помощи городу
Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО. На сайте факультета «Информационные технологии и программирование» Университета ИТМО появился раздел, который, в частности, содержит интервью с выпускниками легендарной кафедры «Компьют...

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.
На сайте факультета «Информационные технологии и программирование» Университета ИТМО появился раздел, который, в частности, содержит интервью с выпускниками легендарной кафедры «Компьютерные технологии», кратко называемой всеми причастными к ней КТ.
Сначала о том, почему я использовал такое вызывающее слово как «легендарная». Ответ прост: «В календаре «Виртуального компьютерного музея» среди важных дат в развитии информационных технологий в мире есть и такая: «11.06.1991 г. принято решение об организации в ЛИТМО кафедры «Компьютерные технологические системы» (зав. кафедрой В.Н. Васильев, зам. зав. Кафедрой В.Г. Парфёнов). В 1992 кафедра получила её современное название «Компьютерные технологии». Студенты кафедры стали семикратными чемпионами мира по спортивному программированию». То же самое написано и в книге «Страницы истории отечественных ИТ». Т. 1. 2015, с. 263, но есть одно исключение: вместо слова «семикратными» использовано правильное во время подготовки рукописи книги слово «пятикратными». Не знаю больше ни одной IT-кафедры в стране, а, возможно, и в мире, добившейся такой чести.
Шестого февраля 2023 года на указанном сайте появилось интервью выпускника 2007 года Антона Беляева – сооснователя и директора компании Ciliz, занимающейся разработкой компьютерных игр, в которой работает около 50 человек при адекватной зарплате.
Сначала Антона спросили, как он в 2001 году поступил на КТ после окончания школы в городе Удомля Тверской области. Оказывается, всё просто – получил диплом третьей степени на Всероссийской олимпиаде по информатике и поступил. Поступить с таким диплом просто, но получить его совсем не легко, тем более если ты учился не в столичном городе.
Потом Антону задали вопрос о том, что ему запомнилось в процессе обучения. Он, в частности, рассказал, что на третьем курсе (2004 год) делал у меня: «Когда сдаешь курсовик Анатолию Абрамовичу, ты на самом деле не курсовую сдаешь, а осваиваешь много смежных специальностей – от форматирования документа до правильного оформления списка литературы и презентабельного русского языка. При этом сдача самого курсовика занимала процентов десять времени. Забавно получилось, что он состоял в создании небольшой компьютерной игры. Я только сейчас осознал, что мой бизнес начинался отсюда». На этом Антон закончил свой рассказ об учебе у нас.
А я его продолжу. Видимо, потому что Антон высок, он взял себе никнейм Krox (считал себя «крошкой»). Потом кто-то из однокурсников довел этот ник до ника Kroxman, который Антон использует и по сей день, в том числе и по-русски – его страница «ВКонтакте» называется «Антон Крохман».
Курсовик, при создании которого он «осваивал много смежных специальностей», назывался «Игра космонавт». Самым мучительным в курсовике было не создание самой игры, а разработка «по-человечески» оформленной проектной документации на созданную программу. Естественно, что я так «мучил» не только Антона, но всех студентов, «проходивших» через меня, о чём упомянутый выше Владимир Глебович Парфёнов говорил, что для двадцатилетних программистов более неприятное дело, чем классное оформление проектной документации на программу, сыскать трудно. При этом я добивался того, чтобы созданный проект, а главное – документацию на него, не стыдно было выложить в Интернет. Дело несколько упрощалось тем, что темы курсовиков студенты выбирали сами, так как «мучить» человека по теме, которую он не сам выбирал, либо бессмысленно, либо почти преступно.
Была и другая цель – добившись от Антона и его соавтора того качества документации, которое устраивало меня, было бы грехом на её основе не написать статью, которую можно было опубликовать. Что после их небольшого дополнительного «мучения», мы и сделали (Беляев А.В., Суясов Д.И., Шалыто А.А. Компьютерная игра «Космонавт». Проектирование и реализация // Компьютерные инструменты в образовании. 2004. № 4, c. 75-84. Для некоторых все эти «мучения» открывали путь в науку.
«Закончив со мной», Антон рассказал сначала о своем опыте работы по найму, а затем о том, как он со своим одногруппником Максимом Гавриловым, который также имел опыт работы по найму, решили стать стартаперами. Первый стартап у них «не пошёл» от слова «совсем», и они решили начать делать игры. Стало получаться – пользователей были десятки тысяч, но денег это не приносило. Выживали на заработанные на работе по найму, но в какой-то момент финансовый актив Антона составлял восемь рублей, и денег не было ни на брюки, ни на ботинки. Но в это время и они, и отрасль выработали подходы к монетизации игр – в частности, убедили пользователей, что, если платить, то играть за счёт дополнительных возможностей станет интереснее.
Среди разработанных ими продуктов микс гибрид знакомств и игры, названный «Крути бутылочку» (Spin the Bottle), является топ-1 «ВКонтакте». Естественно, что при разработке популярных игр возникает желание перенести их на мобильные устройства, но это связано с большими трудностями из-за малой совместимости программных инструментов, используемых при разработке приложений для этих устройств, и социальных сетей. Интересно, что хобби у Антона тоже компьютерные игры, которые, правда, совершенно не похожи на те, которые их компания разрабатывает.
На этом интервью закончилось, а моя «писанина» на рассматриваемую тему – нет. Теперь расскажу о втором учредителе компании – упомянутом выше Максиме Гаврилове. Он, видимо, как и Антон, уже третьем курсе подсознательно мечтал о разработке компьютерных игр. Поэтому тема курсовика, при выполнении которого я его «мучил», тоже относилась к играм: «Система управления объектами в играх типа «Стратегия». Интересно, что документация на этот проект начинается с эпиграфа – высказывания В.И. Ленина «… доделывать, переделывать, начинать с начала придется нам ещё не раз», очень актуального и по сей день.
А теперь о человеческих качествах Максима. 17 апреля 2020 года откликаясь на призыв губернатора Санкт-Петербурга помочь школьникам в период коронавируса, Максим купил и подарил городу 54 ноутбука!
Потом выяснилось, что до этого он отправил своему знакомому – врачу Второй больницы нашего города Александру Трашину – 860 респираторов FFP2 (хотел 1000, но на складе столько не оказалось).
В то время в этой больнице с тяжёлой формой коронавируса находился студент-первокурсник кафедры КТ, мама которого, узнав о поступке Максима, восприняла сделанное им, как личную помощь семье, за что, в частности, поблагодарила и нас.
Мне показалось, что по этому вопросу всё. Но оказалось, что всё только у меня. Через три дня Максим в Интернете написал: «Довез Саньку еще 600 респираторов. Удалось найти FFP3, а не вторые, как прошлый раз».
Я написал: «Ну, что тут скажешь? Титан!» Максим ответил: «Спасибо, Анатолий Абрамович, но я сам в этом ничего особенного не вижу. В текущей ситуации наша отрасль почти не пострадала, запас денег у меня есть, тем более что это все более-менее стоит разумно даже сейчас, свободное время чтобы поискать в Интернете продавцов тоже есть. Я не строю больницы, не лечу больных, не отдаю свои последние накопления. Сейчас времена – заказывать респираторы в больницы. Эти времена пройдут, и всё будет хорошо». Вот мой ответ: «У тебя такое мнение, а меня – другое. Не нравится быть Титаном, будешь – Большим Молодцом!»
22 апреля на портале Университета ИТМО с моей подачи появилась статья о Максиме. Там есть такие слова: «В нашей компании сейчас стажируется один студент с кафедры КТ, очень сильный парень. В моё время образование было хорошим, но сейчас, глядя на него, замечаю ещё больший прогресс». Это же самое в своем интервью сказал и Антон. Может быть, именно по этой причине Антон в конце выступления дал весьма необычный совет школьникам: сто́ит поступать либо в сильный вуз, либо в колледж, либо идти работать, но не стоит «просиживать штаны» в вузе «средней руки».
Со временем всё больше ребят понимают, что их «мучения» при попадании в мои «руки» не были напрасными. Так, например, однажды я получил письмо от Дмитрия Кочелаева (выпускника 2009 года), которого, естественно, судьба в этом вопросе не обошла: «Регулярно вспоминаю вычитывания курсовой, а потом бакалаврской и магистерской работ. Это точно входит в топ-5 самых полезных вещей за время моего обучения в университете – спасибо Вам большое». Максим Буздалов (выпускник 2011 года), узнав о мнении Димы о результативности моего подхода к обучению, сказал, что он, пожалуй, согласен с таким мнением, тем более, что с Максимом мы также вычитывали и четвёртый документ – его кандидатскую диссертацию, приводя её к виду, «удобному для логарифмирования».
Длительное «мучение» большого числа студентов не прошло бесследно и для меня. В 2008 году я вошёл в состав авторского коллектива, которому за научно-практическую и методическую разработку «Инновационная система поиска и подготовки высококвалифицированных специалистов в области производства программного обеспечения на основе проектного и соревновательного подходов» была присуждена премия правительства РФ в области образования. В пояснительной записке к этой разработке, мы писали, что проектный и соревновательный подходы развивают в студентах взаимодополняющие качества, которые наряду трудной образовательной программой позволяют формировать выпускников в области IT высокого класса.