Минтранс подвёл итоги конкурса на создание цифрового двойника трассы М-11 «Нева»
Заключён договор министерства транспорта на создание цифрового двойника скоростной автомобильной дороги М-11 «Нева» для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) стоимостью 300 миллионов рублей, подрядчик –...

Заключён договор министерства транспорта на создание цифрового двойника скоростной автомобильной дороги М-11 «Нева» для обеспечения безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) стоимостью 300 миллионов рублей, подрядчик – федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт».
Конкурс был объявлен в середине марта. По окончании срока на участие в закупке была подана только одна заявка. Поскольку заявка соответствовала требованиям, с этой организацией и был заключён контракт, следует из документов на сайте госзакупок.
Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 10 декабря 2023 года. В техзадании сказано, что на Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2021 Минтранс России подписал с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий соглашение о реализации и тестировании до 2024 года беспилотных логистических коридоров на трассе М-11 «Нева».
В настоящее время использование ВАТС, в том числе для перевозки грузов с использованием грузовых беспилотных транспортных средств, не осуществляется по следующим причинам (в том числе):
- отсутствие требований к инфраструктуре автомобильных дорог, необходимой для обеспечения безопасного движения ВАТС различных категорий, включая полностью беспилотные автомобили, стандартов и технических требований по созданию, сертификации и эксплуатации такой инфраструктуры;
- отсутствие унифицированных стандартов и требований по подключению к инфраструктуре автомобильных дорог ВАТС для эксплуатации в беспилотном режиме движения.
Для проведения экспериментов и проверки предлагаемых требований к дорожно-транспортной инфраструктуре требуется создание цифрового двойника М-11 в пилотной зоне на двух участках автомобильной дороги М-11 «Нева»: Москва – Тверь (от 13,39 км до 149 км) и Тверь-Санкт – Петербург (от 209,7 км до 684 км). Протяжённость пилотной зоны составляет 609,941 км.
Цифровой двойник дороги в пилотной зоне создается для следующих целей:
- проведение испытаний сервисов для дорожной инфраструктуры, а также ВАТС, поддержки автомобильных сервисов на базе технологий связи V2X следующих категорий:
- сервисы повышения безопасности дорожного движения;
- сервисы повышения эффективности управления дорожным движением;
- сервисы поддержки движения высокоавтоматизированных автомобилей, автомобилей с высокой степенью автоматизации функций управления и беспилотных автомобилей;
- сервисы точного позиционирования;
- создание целевой архитектуры технического решения на базе технологий V2X, готовой к тиражированию;
- создание модели взаимодействия сервисов на базе технологий V2X;
- проверка предлагаемых требований к дорожно-транспортной инфраструктуре для обеспечения безопасного движения ВАТС.
Создаваемый цифровой двойник М-11 должен состоять из сервисной V2X-платформы; цифровой карты; автомобильного бортового оборудования, устанавливаемого в транспортные средства, используемые для проведения испытаний; специализированного мобильного приложения; центра управления.
Сервисная V2X-платформа должна быть интегрирована: с элементами телекоммуникационной инфраструктуры, установленными на участках дорог пилотной зоны; с автоматизированными системами управления дорожным движением (АСУДД) на участках дорог пилотной зоны.
В октябре прошлого года, напомним, правительство одобрило запуск нового экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации ВАТС – проект «Беспилотные логистические коридоры» на автомобильной дороге М-11 «Нева» предполагает коммерческую эксплуатацию беспилотных грузовиков. Тестирование будет проходить как с водителем-испытателем, так и при удалённом управлении движением с участием инженера испытателя и диспетчера, поясняли в Минэкономразвития.
Эксперимент пройдёт в Москве, Санкт-Петербурге и четырёх областях – Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской. Предусматривается широкий круг участников, включая производителей машин (ПАО «КАМАЗ», НПО «Старлайн»), крупных перевозчиков («Глобалтрак лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics), и оператора инфраструктуры – государственную компанию «Автодор».
