«Лебедь, рак и щука» – итоги форума о развитии беспилотной авиации в России

  

В Москве на минувшей неделе прошел отраслевой форум «Аэронекст 2022» по тематике беспилотной авиации, его итоги организаторы мероприятия сообщили во вторник. Количество производимой продукции в гражданском сегменте беспилотных авиационных систем (БАС...

Дек 20, 2022
«Лебедь, рак и щука» – итоги форума о развитии беспилотной авиации в России

В Москве на минувшей неделе прошел отраслевой форум «Аэронекст 2022» по тематике беспилотной авиации, его итоги организаторы мероприятия сообщили во вторник.

Количество производимой продукции в гражданском сегменте беспилотных авиационных систем (БАС) в среднем увеличилось в 2022 году на 20%, в специальном — на 200%. Численность предприятий индустрии БАС в среднем выросла на 27%.

Санкции оказали на российских разработчиков «отрезвляющее действие», вынудив искать и находить отечественные замены для ряда комплектующих. На начало 2022 года уровень локализации не превышал 10%, но под конец года, в среднем, по крупным изготовителям доля российских комплектующих составляет до 40%, согласно подсчётам Ассоциации «Аэронекст».

Но остаётся главная проблема – малые тиражи, из-за которых при сравнимом качестве иностранные аналоги в некоторых случаях дешевле.

Правительству нужно продолжать наращивать меры поддержки беспилотной отрасли – чем выше уровень локализации беспилотника, тем ниже должны быть налоги, проценты по кредитам. Необходимо целенаправленно дать ресурс предприятиям, которые могут начать изготовление нужных комплектующих. Важно также обеспечить меры сохранения ценного персонала, в беспилотной авиации каждый инженер и рабочий — на вес золота.

О мерах поддержки отрасли БАС на форуме рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак.

«Разработка новых беспилотных воздушных судов в современных условиях должна занимать не более двух лет с момента задумки до вывода продукта на рынок. Соответственно, меры поддержки здесь должны быть очень динамичными, простыми, понятными, удобными с точки зрения разработчиков и производителей. В отрасли БАС применимы все наши ключевые системные и отраслевые меры. За прошедшие два года уже были расширены меры поддержки в области производства электроники — причём по всей цепочке создания продукции, начиная от прикладных исследований и заканчивая выпуском промышленных образцов аппаратуры. Сейчас государство субсидирует до 70% затрат производителям и при этом оставляет права на продукцию её разработчикам», — заявил Василий Шпак.

По его словам, есть и другие меры поддержки: заработал механизм промышленной ипотеки, со следующего года начнётся субсидирование затрат на создание инфраструктуры электронных технопарков, также можно использовать льготные займы Фонда развития промышленности под 1-3% на развитие производственных мощностей.

Между тем, наряду с мерами поддержки и федеральными проектами, развиваемыми правительством РФ, на региональном уровне вводятся запреты применения БАС. Ассоциация «Аэронекст» оценила размер убытков от распространения подобных мер на всю страну в сумму около 10 миллиардов рублей в год.

Мотивация для введения подобных запретов понятна, безопасность безусловно является первостепенной задачей, считает глава Ассоциации Глеб Бабинцев. Однако, как показывает практика, такие запреты не останавливают реальных злоумышленников. Страдают только законопослушные эксплуатанты, которые теряют контракты.

См. также: Американские тюрьмы боятся, что дроны научатся переносить заключённых через стены — отчёт >>

«Все происшествия, которые происходят у нас на юге с малой авиацией, — это партизанщина, которая летала, летает и будет летать. Одними бумажными запретами мы задачу не решим. Чтобы её решить, нужно вернуться к вопросам действенного наблюдения в воздушном пространстве и разработке методов эффективной защиты», — заявил директор по управлению транспортом АО «Почта России» Георгий Баутин.

По мнению Валерия Шелковникова, президента международного консультативно-аналитического агентства «Безопаcность полётов», запреты на эксплуатацию дронов, которые сильно бьют по экономике России, являются прямым следствием децентрализации управления воздушным движением.

«В СССР была единая межведомственная комиссия по единой системе ОрВД (организации воздушного движения – ред.). Все министерства и ведомства в неё входили. Ниже были зональные межведомственные комиссии, и командующие воздушными армиями в каждой зоне ответственности были главными в этих комиссиях. Сейчас мы расслабились, всё децентрализовано, вот и причина введения запретов. Пока мы не будем работать совместно, будем как в басне «Лебедь, рак и щука», — отметил Шелковников.

Ранее правительство РФ перенесло дату завершения интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с 2030 года на 2035 год, пополнив соответствующую Концепцию перечнем мероприятий, которые не обсуждались с индустрией, сказано в пресс-релизе.

При этом в Транспортной стратегии РФ широкое развитие грузоперевозок беспилотными воздушными судами предусмотрено уже с 2025 года. Очевидно, что без решения вопроса об интеграции начало беспилотной аэрологистики в России такое просто невозможно.

Это демонстрирует и федеральный проект «Беспилотная аэродоставка грузов», который реализует АО «Почта России» под личным кураторством первого председателя правительства РФ Андрея Белоусова.

Одним из главных акцентов дискуссии об общем небе стала необходимость установления единых базовых технологических подходов во всех видах авиации — гражданской, государственной и экспериментальной.

Из-за разделённости видов авиации сегодня существуют три разных подхода к эксплуатации, сформированных тремя разными ведомствами. Это все равно, что «легковушки и минивэны будут ездить по одной дороге по разным правилам», отметил директор Ассоциации «Аэронекст».

Интеграция БАС в воздушное пространство страны невозможна без гарантии того, что беспилотники будут видимы не только органам управления воздушным движением, но и другим его участникам, считает начальник Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский.