Итоги работы в 2022 году Центра правовой помощи гражданам, пострадавшим от незаконного использования их ПД
Всего в 2022 году к экспертам Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде обратились почти 1,7 тысячи заявителей — преимущественно из Москвы и Подмосковья, также юридическую помощь получили жители из Краснодарского, Ставропольского и Красноярск...

Всего в 2022 году к экспертам Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде обратились почти 1,7 тысячи заявителей — преимущественно из Москвы и Подмосковья, также юридическую помощь получили жители из Краснодарского, Ставропольского и Красноярского краев, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Ивановской, Ростовской, Воронежской областей и других регионов страны, сообщает организация в среду.
Бо́льшая часть требований граждан — 52% — касалась обработки личной информации без их ведома и согласия. В 16% случаев люди пострадали от мошеннических действий с личными сведениями. В 9% — персональные данные заявителей без согласования использовались в рекламных целях. 10% граждан защищали свои честь, достоинство и деловую репутацию.
По всем обращениям юристы Центра готовили досудебные претензии к операторам персональных данных, требования о прекращении неправомерной обработки личной информации, обращения в государственные органы и другие документы, а также представляли их интересы в судах Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
«Обычно мы стараемся урегулировать споры до суда. Но зачастую нарушители не идут навстречу пострадавшим, поэтому мы переходим в другую стадию защиты — обращаемся в суд. Доля таких случаев составляет около 50%. Суды удовлетворяют 95% наших исков, потому что они имеют неопровержимую доказательную базу», — прокомментировала директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская.
Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде — структурное подразделение Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр». Создан в сентябре 2021 года по инициативе Роскомнадзора. Оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, которые столкнулись с незаконным использованием их персональных данных в Интернете.
Эксперты Центра отмечают, что большая часть исков была направлена к кредитно-финансовым организациям и касалась признания ничтожными сделок, которые от имени пострадавших заключали мошенники. По мнению юристов, сейчас это «проблема номер один», и именно с ней к ним чаще всего обращаются пострадавшие граждане, чьи личные данные были украдены. Преступники крадут конфиденциальные сведения, взламывают аккаунты на сайтах, получают доступ к мобильным устройствам и компьютерам. Затем они выводят деньги со счетов пострадавших или заключают от имени граждан договоры займа с финансовыми организациями. Как правило, пострадавшие узнают об этом постфактум: кредиторы начинают требовать с них погасить накопившуюся задолженность.
Такие «договоры» можно оспорить и аннулировать как в претензионном, так и в судебном порядке. Так, в Центр обратился житель Екатеринбурга, от имени которого преступники заключили 17 кредитных договоров. По семи из них эксперты Центра добились признания их незаключёнными в досудебном порядке. К остальным компаниям юристы Центра подготовили исковые заявления. Суды, изучив доводы юристов и собранные по делам доказательства, пришли к выводу о незаконности заключения договоров и признали их недействительными. Организациям, не пошедшим на досудебное решение спора, суд предписал выплатить истцу компенсацию морального вреда.
См. также: О прецедентах наказания микрофинансовых организаций за использование краденых ПД >>>
Также эксперты Центра успешно завершили судебный процесс по защите нарушенных прав жительницы Республики Башкортостан, которая обратилась за помощью в апреле 2022 года. Мошенники получили доступ к цифровой копии её паспорта и заключили на её имя договор о регистрации 80 сайтов, где размещали предложения о дистанционной продаже алкоголя – что запрещено законом. Пострадавшая узнала о происходящем только тогда, когда Росалкогольрегулирование привлекло её к административной ответственности.
«Заявительница не смогла самостоятельно оспорить десятки штрафов. После её обращения мы составили жалобу в прокуратуру, которая нашла в действиях неустановленных лиц признаки преступления. Наши юристы подготовили в интересах гражданки иск об аннулировании заключённого от её имени договора на регистрацию сайтов, который суд удовлетворил. Это решение можно считать прецедентом, поскольку судебной практики о признании ничтожными договоров на регистрацию сайтов раньше не было», — отметила Людмила Куровская.
За время своего существования Центр сформировал успешную судебную практику по защите прав граждан, пострадавших от действий мошенников в цифровой среде. В частности, юристы помогают взыскать компенсацию морального вреда, причиненного в результате неправомерных действий — её всё чаще требуют пострадавшие граждане. Сумма компенсаций по выигранным судебным процессам составила от 2 до 10 тысяч рублей, это положительные судебные прецеденты, сказано в сообщении.
Центр также оказал помощь в прекращении использования фото и видеоизображений заявителей на интернет-сайтах, в социальных сетях и мессенджерах. Жительница Санкт-Петербурга пожаловалась на то, что злоумышленники создали от её имени страничку на сайте знакомств, где разместили личные фотографии из соцсетей и выдуманные сведения о частной жизни. Эксперты Центра, приведя доказательства, подготовили требование к администрации сайта об удалении профиля пользователя, которое ресурс немедленно удовлетворил.
Юристы Центра добились удаления фейковой страницы заместителя директора медицинского колледжа, на которой она якобы предлагала студентам пройти факультативные медицинские курсы за дополнительную плату. Ранее неоднократные жалобы пострадавшей в администрацию соцсети результата не приносили.
В результате сотрудничества с региональными организациями прирост обращений в Центр составил 38% по сравнению с 2021 годом.