Интернетом в России пользуются более 80% детей четырёх-пяти лет – исследование
Компания Mediascope впервые провела исследование о поведении в Интернете российских подростков и детей от четырёх до 17 лет (регулярное измерение аудитории Интернета Mediascope проводит от 12 лет и старше); оказалось, что 87% детей в возрасте четырёх...

Компания Mediascope впервые провела исследование о поведении в Интернете российских подростков и детей от четырёх до 17 лет (регулярное измерение аудитории Интернета Mediascope проводит от 12 лет и старше); оказалось, что 87% детей в возрасте четырёх-пяти лет уже пользуются Интернетом, 53% из них делают это каждый день, сообщает РБК.
Как свидетельствуют результаты исследования, у 35% детей в возрасте четырёх-пяти лет уже есть собственные смартфоны. В возрастной категории 14–17 лет этот показатель составляет 92%. Личный ноутбук есть у 22% детей и подростков, планшет — у 34%.
Cреднесуточная продолжительность пользования Интернетом в мае 2023 года среди всех подростков 12–17 лет в городах более 100 тысяч человек составила 380 минут, из них 359 минут — на смартфоне. Хотя бы раз уже платили за контент в Сети (сами или с помощью родителей) 37% детей от четырёх до восьми лет, к 12–17 годам эта доля вырастает до 62%. VPN на своих или семейных устройствах используют 60% детей 12–17 лет. Среди детей от четырёх до пяти лет эта доля достигает 11%.
Составленный Mediascope «Тренд Индекс» (то есть сопоставление количества тех подростков, которые называют определённое явление «модным» или «развивающимся», и тех, кто утверждает обратное) показал, что самыми «модными» явлениями в Интернете подростки считают короткие видео, видеоигры, а также технологию «умного» дома.
В категорию «уходящих» или «уже ушедших» онлайн-сервисов среди школьников попали Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена), вселенную Marvel и онлайн-кинотеатр Netflix.
Также «немодными» оказались криптовалюта, NFT и соцсеть Yappy, которая была запущена холдингом «Газпром-Медиа» год назад. Однако применительно к этим конкретным явлениям в Mediascope утверждают, что их низкий индекс связан не с устареванием, а напротив, с их сравнительной новизной и, как следствие, низкой осведомлённостью о них детей и подростков.
См. также: Mediascope выбрана уполномоченной организацией по исследованию объёма интернет-аудитории >>>
Как проводилось исследование
В рамках проекта Kids&Teens компания Mediascope изучила жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от четырёх до 17 лет, проживающих в городах России с населением больше 100 тысяч человек (около 11,5 миллиона человек в этом возрастном диапазоне).
Исследование проводилось в два этапа: с ноября по декабрь 2022-го и с апреля по май 2023 года методом опроса (формализованные онлайн-интервью и глубинные, которые подразумевают личную беседу). Подростки 12–17 лет давали интервью и заполняли анкеты самостоятельно, дети 9–11 лет на часть вопросов отвечали сами (мнения, предпочтения), часть ответов давали родители (например, вопросы о доходе, бюджете, времени и др.). Дети четырёх-восьми лет давали глубинные интервью вместе с родителями, и родители заполняли за них онлайн-анкеты. Часть данных были собраны с помощью анализа поискового поведения детей и подростков в Интернете и панельных измерений.
В весенней волне исследования было собрано свыше 2,6 тысячи взрослых онлайн-анкет и около 1,5 тысячи детских, а также более 30 глубинных интервью. В осенней волне было проведено около 1,5 тысячи онлайн-интервью и около 15 глубинных интервью. Данные экстраполируются на всё население России в рамках выбранной возрастной группы.
«Тренд Индекс» рассчитывался по следующей формуле: из суммы долей тех, кто назвал определённое явление «модным» или «только развивающимся», вычиталась сумма долей тех, кто считает, что это же явление или «уходит», или «уже в прошлом». Чем больше индекс, тем более современным и привлекательным явление кажется подросткам. Отрицательный индекс говорит о том, что явление не считается популярным у подростков, хотя, как подчеркивают в Mediascope, это не означает, что подростки его избегают.