Индустриальные центры компетенций – обсуждение на ЦИПР
Стенограмма выступления председателя правительства Михаила Мишустина на пленарной сессии конференции ЦИПР на тему «Цифровая независимость промышленной России» во вторник дополнена отчётами глав индустриальных центров компетенций (ИЦК) по замещению за...

Стенограмма выступления председателя правительства Михаила Мишустина на пленарной сессии конференции ЦИПР на тему «Цифровая независимость промышленной России» во вторник дополнена отчётами глав индустриальных центров компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений.
Напомним, ИЦК – это новый механизм взаимодействия отраслей и IT-компаний. Его идея заключается в объединении усилий крупных заказчиков и опытных разработчиков. Как отметил Мишустин, всего на данный момент действуют 33 консорциума, куда вошли более 300 ведущих отраслевых компаний и 700 профильных экспертов. Они были сформированы по всем ключевым направлениям, в том числе в автопроме, авиастроении, железнодорожном машиностроении, металлургии, нефтегазовом комплексе и нефтехимии. Основная задача – найти все области, где есть критическая зависимость от зарубежных цифровых продуктов, и установить ясные приоритеты создания и внедрения российского программного обеспечения.
На пленарной сессии выступили руководители ряда направлений.
Генеральный директор АО «ОСК», председатель ИЦК «Судостроение» Алексей Рахманов сообщил, что на сегодняшний день ИЦК «Судостроение» полностью сформирован. В него вошли практически все компании, которые так или иначе в судостроение вовлечены.
Основой тяжёлой судостроительной САПР, которую планируется внедрять по мере её разработки, выбран продукт компании «Аскон». «Пилоты» по замещению импортного ПО начнутся в 2025–2026 годах.
Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КамАЗ», председатель ИЦК «Автомобилестроение», отметил, что прошедший год был главным образом посвящён задачам сохранения устойчивости IT-систем для продолжения работы. Эта задача была успешно решена. Следующий шаг – переход на отечественные CAD/CAM, LM-системы; этот процесс будет постепенным. В первую очередь переход будет выполняться для процессов управления данными, во вторую очередь – будет переноситься на трёхмерные модели и конструкторскую документацию.
Что касается таких систем, как ERP, CRM, то с ними ситуация выглядит намного лучше, поскольку отечественные решения этого класса существовали на рынке ранее и находятся в достаточно высокой степени готовности для промышленного применения, сказал Когогин.
По его словам, в 2022 году компании, входящие в ИЦК, запустили работу над тремя особо значимыми проектами. Принято решение развивать две альтернативные отечественные платформы как PDM. «АвтоВАЗ» и ГАЗ приняли решение работать на T-FLEX, «КамАЗ» в качестве такой системы выбрал решение «Сарус», разрабатываемое с «Росатомом». «Мы работали уже с 2019–2020 годов над этой темой. В 2023 году ИЦК планирует запустить ещё три проекта. Они развивают авторские системы управления жизненным циклом продукта. Наиболее перспективным в этой области мы видим решение «Логос», разработанное ядерным центром в Сарове, и создание специализированного решения «Логос-авто», – сказал Когогин.
Разработка новых автомобильных платформ является очень затратным процессом, как по финансам, так и по времени, но сегодня у отрасли времени нет, заявил председатель ИЦК «Автомобилестроение»: «Если раньше у нас лаг был около 30 лет и 10 лет уходило на разработку платформ, подготовку производства, то сейчас этот временной цикл сократился минимум вдвое. Десяти лет уже нет, сейчас мы считаем нашим нормативом три года», – сказал он. Китай уже добился цикла в полтора года – от разработки до внедрения, добавил Когогин.
По данным председателя совета директоров АО «Трансмашхолдинг», председателя ИЦК «Железнодорожное машиностроение» Дмитрия Комиссарова, в 2022 году ИЦК рассмотрено 11 заявок на общую сумму 10,6 миллиарда рублей. По итогам отбора четыре проекта на 8,3 миллиарда рублей одобрены и включены в перечень особо значимых. По двум из них уже выделено финансирование – 1,5 миллиарда, началась работа. Это «Умная диагностика» и «Цифровой формуляр». Оба решения должны быть готовы к 2025 году.
По оценкам ИЦК «Железнодорожное машиностроение», выполнение поставленной задачи полной суверенизации промышленного программного обеспечения зависит от ряда условий. Прежде всего, зрелость суверенного «железа». Второе – стабильно работающая российская операционная система. «Насколько мы слышим, эти решения планируется завершить в 2025–2026 годах. После этого какое-то время займёт отладка всей системы на новой инфраструктуре, и полностью суверенная система, по нашим оценкам, может возникнуть в 2027–2028 годах», – сказал Комиссаров.
Он также поддержал инициативу создать АНО «Цифровые технологии», которое выполняло бы надзорную, контрольную и стандартизирующую функцию, оставив ИЦК функцию экспертизы ПО.
Александр Иноземцев, заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель», академик РАН, выступил от лица ИЦК «Двигателестроение». Главной задачей ИЦК он определил «из тяжёлого софта реализовать пять проектов импортозамещения».
Первый проект – организация управления производством и цепочками поставок. Второе –импортозамещение основных продуктов: Siemens NX, Teamcenter и Fibersim. Три следующих второй очереди – импортозамещение расчётного анализа (CAE-системы), импортозамещение разработки программ для станков с ЧПУ и информационная система (внутренняя ОДК) управления знаниями.
Софт для проектирования [изделий из] полимерных композиционных материалов должен быть готов к 2026 году.
Иноземцев сообщил, что самые тяжёлые точки – это полноценное 3D-проектирование. «Мы уже не знаем, что такое 1D, для нас это прошлый век. Только 3D-проектирование. Это система уравнений, которая содержит несколько тысяч уравнений, и создать программу, которая бы их оперативно решала – это огромная проблема. Но вопрос в чём? Не существует нигде, даже в Соединённых Штатах, такой программы, которая бы позволила автоматически спроектировать двигатель. Весь вопрос состоит в том, чтобы, используя базовую систему уравнений, потом верифицировать под собственный опыт и под собственные экспериментальные данные. Вот это наиболее трудно».
Председатель правления, генеральный директор ПАО «Газпром нефть», председатель ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» Александр Дюков рассказал, что ИЦК осенью прошлого года отобрал 28 особо значимых проектов. В основном все эти проекты будут реализованы к 2025 году. В целом по отрасли критической зависимости от зарубежных решений нет, отметил он. Часть иностранных решений пока можно использовать без какого-то операционного риска, поскольку они работают в закрытом контуре.
Алексей Мордашов, председатель совета директоров, генеральный директор ПАО «Северсталь», являющегося лидером ИЦК «Металлургия» (возглавляет ИЦК генеральный директор «Северстали» Александр Шевелёв), сообщил, что в составе ИЦК– 18 компаний. На сегодня сформирован портфель из 25 проектов, он фактически удвоился за год по сравнению с первоначальным портфелем. Из этих 25 проектов 14 признаны особо значимыми. Общая стоимость разработки проектов составляет 11 миллиардов рублей, и 90% этих средств покрывается за счёт самих компаний. Последний срок сдачи готового программного обеспечения – 2026 год.
Все эти проекты имеют определённый экспортный потенциал в странах СНГ, странах БРИКС и даже дальнего зарубежья, отметил Мордашов.
Что касается создания элементной базы и создания решений по замене системы АСУ ТП, действия по созданию последней можно условно разбить на две части.
Первая – это написание нового открытого кода. «Сегодня мы пользуемся АСУ ТП, которая базируется на proprietary-продуктах таких поставщиков, как GE и Siemens, и сегодня они стали нам недоступны и закрыты для дальнейшей доработки. Мы считаем, что правильно было бы создать национальный софт, который бы обеспечил функционирование АСУ ТП и был открытым», – сказал Мордашов.
По элементной базе «хотелось бы обратиться» к правительству с просьбой совместно проработать этот вопрос.
Он также сообщил, что ИЦК запланировал в ближайший год выйти на возможности производства 500 зарядных станций для электромобилей в год.
Последним выступил президент ПАО «ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин. Он сказал, что государственные информационные системы «очень быстро плодятся», и отрасль за ними не поспевает, к тому же они не отвечают общему стандарту: «В частности, по компании «Норильский никель» мы взаимодействуем по 74 государственным информационным системам, из которых четыре уже находятся на «ГосТехе» и шесть в стадии перехода. Соответственно, 64 висят в воздухе. Хорошо было бы объявить мораторий на создание государственных информационных систем не в стандарте «ГосТеха», а миграцию существующих провести по какому-то открытому графику, по понятному, чтобы предприятия могли осознанно и качественно на такую систему перейти».
Также он предложил более раннее подключение бизнеса к обсуждению того, какие в принципе могли бы быть эти ГИС, что тоже помогло бы избежать некоторого отрыва от существующих технологических процессов.
В завершение сессии Мишустин сообщил, что правительство поддерживает предложение по созданию центра компетенций в области электроники.
См. также: Поручения председателя правительства на ЦИПР-2023 >>>
Мы сегодня обсудили много вопросов, наметили целый ряд шагов, которые предпримем в ближайшее время. Подведу некоторые предварительные итоги.
Первое. Уже в этом году должна быть запущена вторая волна проектов индустриальных центров компетенций. Не все из них были проработаны в прошлом году. И для некоторых потребовалось больше времени. Мы понимаем это. Но сейчас они с отраслевыми заказчиками согласованы. И объём дополнительных средств государственной поддержки определён. Попрошу министерство финансов предусмотреть необходимые 11 млрд рублей, чтобы начать их реализацию. Это первое.
Второе. Важно уже сейчас приступить к формированию перечней типовых отраслевых объектов, чтобы к тому моменту, когда поправки в закон о безопасности критической информационной инфраструктуры вступят в силу, мы были готовы и полностью уверены, что ничего не выпало из поля нашего зрения. Проекты центров компетенций по всем ключевым для промышленности объектам критической информационной инфраструктуры были определены. Мы работали над этим. И сроки перехода на отечественные решения увязаны с их готовностью.
Министерству цифрового развития необходимо с отраслевыми ведомствами организовать работу по формированию перечней типовых объектов.
Третий блок. Как мы уже убедились в ходе нашей дискуссии, большинство проектов компании реализуют за счёт собственных средств. Принципиально важно, чтобы эти инвестиции были максимально эффективны. И мы готовы облегчить разработчикам доступ к контрактам государственных компаний – крупных отраслевых заказчиков. Это, соответственно, предоставление им статуса системно значимых. Но при условии, что эти вложения пойдут исключительно на развитие цифровых продуктов.
С учётом внесённых в Государственную Думу поправок прошу Минфин совместно с Минцифры подготовить законодательные изменения, которые устанавливают статус единственного поставщика для системно значимых разработчиков.
Четвёртое. Многие сегодня говорили, что компании готовы вкладываться в IT-разработки. Более того, либо уже создали, либо серьёзно рассматривается возможность запуска венчурных фондов для инвестирования в отраслевые направления информационных технологий. Значит, вы видите не только перспективы отечественных разработок, но и финансовую выгоду. Это очень важно.
Хорошо, если больше компаний станут создавать такие отраслевые венчурные фонды – я просил об этом коллег сегодня, – это будет иметь созидательный эффект прежде всего для молодых стартапов, которые нуждаются в ресурсах для реализации своих идей, проектов. Сегодня их на выставке видели. И государство в свою очередь снимет избыточные ограничения, с которыми предприниматели сталкиваются, когда пытаются привлечь частные инвестиции в развитие IT.
Прошу министерство финансов, Минцифры, Минэкономразвития подготовить изменения в законодательство, которые предусмотрят стимулирование привлечения венчурных инвестиций в российские IT-компании.