Импортозамещение карго-культа

  

Минцифры подготовило изменения в правила дорожного движения (ПДД), предложив уравнять в правах бумажные и «электронные» «водительские удостоверения». Почему IT-ведомство обеспокоилось безопасностью на дорогах, выяснять не станем, запишем это в област...

Июль 19, 2023
Импортозамещение карго-культа

Минцифры подготовило изменения в правила дорожного движения (ПДД), предложив уравнять в правах бумажные и «электронные» «водительские удостоверения».

Почему IT-ведомство обеспокоилось безопасностью на дорогах, выяснять не станем, запишем это в область непознаваемого – бюрократические заморочки. Лучше посмотрим на дело беспристрастно, глазами IT-инженера с другой планеты.

Начать придётся с ПДД. Документ этот представляет собой, перефразируя Остапа Бендера, тяжёлое наследие советского режима. Обязанности водителя, согласно ПДД, состоят прежде всего в том, чтобы «иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки» — и далее перечень документов на две с половиной тысячи символов. Состояние здоровья, исправность машины, умение ею управлять, знание ПДД – это всё потом, главное — документы. Как ИБ до СВО.

Среди документов, в частности, путевой лист. Он влияет на безопасность движения автомобилей по дорогам примерно так же, как кольцевание птиц влияет на маршруты миграции. Однако изволь его иметь: дорожный полицейский имеет право знать, откуда едешь, куда и что везёшь.

Автор наших ПДД свалил в одну кучу, как Плюшкин, данные из разных информационных систем. «Водительское удостоверение» (наш термин, в мире распространён другой: «водительская лицензия») нужно чтобы идентифицировать гражданина и удостоверить его право управлять автомобилем (ЕСИА + БД МВД). Кто собственник автомобиля – это из другой ИС, которая учитывает не граждан с правом вести машину, а сами машины. Путевой лист – третья ИС, которая про грузоперевозки.

Что же тут подлежит цифровизации? С разумными целями, к которым относится прежде всего защита жизни людей на дорогах и экономия на отказе от бумажных IT. Эстетику, т.е. изящество инженерных решений, тоже никто не отменял.

Для экономии денег первостепенен отказ от бумажного документооборота при автомобильных перевозках. В наш век айфонов не нужны бумажные путевые листы. Это сотни тонн бумаги ежегодно и неведомо сколько тонн амортизированных принтеров. Логистические и транспортные компании должны быть сильно заинтересованы в том, чтобы такие расходы не нести. Разрешить им электронные путевые листы – разумная мера.

Следующая правильная цель – интеграция разнородных информационных ресурсов без создания ненужных сущностей (вроде регистра населения). Уж если инспектору ГИБДД надо знать, куда и зачем едет машина, пусть войдёт во ФГИС электронных перевозочных документов и посмотрит. Если инспектору надо убедиться в том, что человек по праву сидит за рулём машины, пусть войдёт в другую базу данных (очевидно, ту, которая про ОСАГО), СМЭВ ему в помощь. Такова разумная цифровизация, которая способна навести относительный порядок в плюшкинской куче документов, требуемых ПДД.

В пределе такая интеграция, распространившись за пределы обсуждаемой темы, оставит гражданину единственный обязательный документ: удостоверение личности, или, по-импортному, ID. По ID можно вытащить из интегрированных информационных систем всё что нужно, попутно надёжно разграничив полномочия доступа чиновников к персональным данным. Сферическое электронное правительство в вакууме должно быть именно таким: у гражданина из документов ID и больше ничего. К этому в России потихоньку и идёт – проактивные госуслуги, онлайн-сервисы без похода в МФЦ, электронные голосования. Правильная, если без перегибов, разумная работа, облегчающая людям жизнь.

А электронная лицензия на право вождения машины – она зачем? Что и кому она даёт? Зачем пластиковую карточку, лежащую в бумажнике с ещё несколькими сородичами, дублировать приложением? Чем это поможет соблюдению ПДД и интеграции ГИС? Не должно ли этой инновации предшествовать обеспечение надёжной связью автомобильных дорог? Сколько это сто́ит, тоже небезынтересно.

Тот, кто скажет «это удобно», определённо не считает неудобством повсюду носить смартфон.

Хороший критерий правильности всякой компьютеризации – может ли она полностью заменить бумажную технологию. Инопланетянину хватит пары секунд для вывода: при жизни нынешнего поколения в России мобильное приложение пластиковые «права» не заменит. Задача идентификации гражданина за рулём иначе, чем это делается сейчас, – не инновационна, а третьестепенна, и решать эту задачу если и надо (нет), то точно не сейчас, есть IT-дела гораздо важнее.

Ещё одна общая сентенция: нельзя превращать цифровизацию в карго-культ. Думать «вот мы это место сейчас оцифруем и на этом месте всё само собой пойдёт в рост» довольно глупо. Одно время так думали про свободный рынок, что вышло, знаем.

Наконец, последнее соображение, вам понравится: безопасность. Приложение про водительские удостоверения для iOS, очевидно, отпадает – это значило бы отдать американцам богатейшую базу персональных данных о гражданах РФ. Так ведь и Android не лучше, ни в каком виде. Доказательство опустим за очевидностью.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции