Госдума приняла закон об административной ответственности за торговлю сведениями из ЕГРН
В третьем чтении принят закон, устанавливающий штрафы за создание и использование сайтов-двойников единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Напомним, согласно документу, за перепродажу сведений из госреестра недвижимости третьим лицам и...

В третьем чтении принят закон, устанавливающий штрафы за создание и использование сайтов-двойников единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Напомним, согласно документу, за перепродажу сведений из госреестра недвижимости третьим лицам и за создание сайтов-двойников Росреестра штраф составит:
- для физических лиц — от 15 тысяч до 25 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
- для предпринимателей — от 80 тысяч до 100 тысяч рублей;
- для юрлиц — от 350 тысяч до 400 тысяч рублей.
За повторное нарушение штраф увеличивается.
Как писал D-Russia.ru, закон, запрещающий сайты, программы и приложения, имитирующие онлайн-сервисы официального органа — Росреестра — и торгующие сведениями из ЕГРН, был принят и вступил в силу в апреле 2021.
Тем не менее, «создание и использование сайтов-двойников Росреестра, динамика появления новых сайтов остается высокой, а сохранение достигнутых результатов и полное устранение сайтов представляется невозможным», – поясняли авторы законопроекта.
В марте 2021 ФАС предписала прекратить рекламу услуг по предоставлению сведений из ЕГРН, распространявшуюся в системе «Яндекс.Директ». В поисковой выдаче «Яндекса» сайты-двойники, тем не менее, остались; некоторые из них – с пометкой «Реклама».


См. также: Заработал онлайн-сервис быстрой выдачи сведений из ЕГРН >>>
Официальную выписку из ЕГРН можно получить на едином портале государственных услуг (ЕПГУ) или в отделении МФЦ. С 1 марта 2023 года вступил в силу закон, направленный на дополнительную защиту персональных данных граждан. В том числе документ предусматривает запрет на передачу ПД из ЕГРН без согласия правообладателя. Этот запрет также направлен на пресечение возможности для мошенников перепродавать сведения из ЕГРН и создавать сайты-двойники.
См. также: Расширен состав сведений в выписке из ЕГРН – вступил в силу закон >>>
Согласно закону о государственной регистрации недвижимости предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН и предоставляемых Росреестром, а также его территориальными управлениями, является государственной услугой и её оказание иными лицами не предусмотрено.
Среди негативных последствий, к которым приводит оказание услуги третьими лицами, отмечается:
- нарушение порядка оказания государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН;
- незаконный оборот персональных данных;
- введение в заблуждение пользователей ввиду размещения среди контента сайта в доменном имени словесных и изобразительных элементов, тождественных товарному знаку Росреестра/официальному наименованию ведомства;
- создание предпосылок к мошеннической деятельности в сфере оборота недвижимости и затруднение оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой правоохранительными органами;
- нарушение частных и публичных интересов, поскольку Росреестр не может предоставлять собственникам объектов недвижимости актуальную информацию о лицах, получивших сведения об имуществе (запросы в ФГИС ЕГРН формируются с использованием чужих идентификаторов — ключей доступа).
Также непрерывное роботизированное обращение со стороны сайтов-двойников Росреестра к ФГИС ЕГРН, «способно привести к полному заполнению пропускной способности серверного оборудования, вызывая значительные временные издержки обработки запросов на получение государственных услуг, оказываемых Росреестром, либо отказ системы в их обработке».