Делай, как я!
В некоторых университетах бывают такие продвинутые общеуниверситетские курсы, как Soft Skills и «Креативные технологии». И это здорово. При этом одни курсы проводятся на русском языке, а другие – на английском. Не знаю, как студенты знают английский,...

В некоторых университетах бывают такие продвинутые общеуниверситетские курсы, как Soft Skills и «Креативные технологии». И это здорово.
При этом одни курсы проводятся на русском языке, а другие – на английском. Не знаю, как студенты знают английский, но говорить, а особенно писать по-русски почти никто из них не умеет. По этому поводу я опубликовал несколько текстов. В 2006 г.: «Писать по-русски». В 2007 г. – текст «Русский язык. Шутки в сторону», в котором, в частности, сказано, что если проектная IT-документация нечитаема, то она и не нужна. При этом я всегда и всем напоминал слова журналиста Анатолия Аграновского: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». В 2019 г.: «Говорить по-русски». В этом же году: «Смотреть по-русски», в 2020 г.: «Аббревиатуры – забудьте», а в 2021 г.: «Заметки о русском языке и культуре».
Но вся эта «писанина» не решает проблему, так как этому надо учить, как делал я в ходе выполнения курсового проекта по автоматному программированию, что требовало у меня и студентов уйму времени и сил.
После указанных в первом абзаце курсов студенты, возможно, становятся очень креативными, но сформулировать и чётко, грамотно описать научные результаты, полученные ими в кандидатской диссертации, они не умеют, потому что их никто этому не учил. Поэтому мне пришлось написать текст: «Универсальные советы защищающимся». Но сколько не пиши текстов об этом, научить можно только при личном общении, что также требует уйму времени и сил.
А в каком курсе студентов учат ответственности и хотя бы малейшей мудрости, особенно житейской? Я считаю, что все молодые люди, с которыми я сталкиваюсь в жизни, умны от природы (мне невероятно повезло), но практически ни у никого из них ни на грош нет мудрости …
Приведу пример. Оказывается аспиранта, который выходит на защиту, никто не научил, что нашим миром правит энтропия, и надо всё время противостоять ей, чтобы процесс шёл в правильном направлении. Аспирант, видимо, не знал об этом и, загрузив все документы в соответствующую систему, стал почивать на лаврах… Я же, не будучи его научным руководителем, но симпатизируя ему, как хорошему учёному, заинтересовался (а он нет!), что его защита не объявлена, выяснил у руководителей совета, в чём дело, и сообщил об этом аспиранту, не забыв сказать ему, что я о нём в этот момент думаю…
Несколько слов об энтропии. Возможно, о ней молодому человеку рассказывали в курсе физики, но вряд ли он думал, что энтропия имеет какое-то отношение к защите им диссертации, тем более что в некоторых универах у программистов физику отменили и не только на вступительных экзаменах.
После моего «наезда» молодой человек активно включился в работу и устранил причину задержки. Прошло некоторое время, и я (а не он!) вновь начал беспокоиться, что его защиту не объявляют. Узнаю у руководителей совета в чём дело, сообщаю соискателю, а он спокойно отвечает, что этот вопрос он уже решил, но доложить об этом как положено… ему не пришло в голову. Мой «спич» по этому поводу я здесь приводить не буду.
Думаю, что во многом этот маразм происходит потому, что некоторые прекрасные преподаватели, которые его классно учили, не раз говорили, что главное – это суть, а всё остальное, это так… Несмотря на то, что, казалось бы, все слышали, что «дьявол в деталях», но, как выясняется, тоже никак обычно не соотносят это утверждение со своей жизнью.
В один из дней рождения я получил такое поздравление от нашего выпускника, которое многое из изложенного объясняет: «Когда я учился, то считал себя очень умным, а Вас – м…м. Теперь начинаю понимать, что это, похоже, было наоборот. Хочу пожелать, чтобы Ваши студенты приходили к такому выводу быстрее, чем я». Интересно, что он не первый в аналогичных откровениях. Когда я рассказал об этом нашему выдающемуся преподавателю Георгию Корнееву, умный Гоша сказал: «Это лечится только временем». Он почему-то при этом не высказал предположения, что существуют общеуниверситетские курсы, которые учат хотя бы житейской мудрости.
От себя скажу: опыт показывает, что изучение формальной логики в рассматриваемом вопросе не помогает. Посмотрите, например, как многие оформляют списки: на каждой странице по-новому, а то, что в списках после точки (не буллета) они начинают предложение с маленькой буквы – это вообще поветрие. По моему мнению, если даже такая муть задаётся стандартом, это не повод её размножать. Рецепт здесь простой – всё время надо думать, если есть чём…
По опыту знаю, что постижение мудрости жизни молодыми людьми может быть ускорено в результате личного общения, но это, опять-таки, требует уймы времени и сил, а как Вы понимаете, его ни у кого сейчас нет, тем более что везде слышно только одно: максимум за шесть месяцев мы Вас научим … всему.
А ещё, кроме высоких материй, молодых людей надо воспитывать в привычном смысле этого слова: отвечать хотя бы одним символом на любое письмо или сообщение, обязательно перезванивать или отвечать в какой-то иной форме, не опаздывать, извиняться за любую ошибку, не дожидаясь, когда за неё сделают замечание, признавать свои ошибки и много чего ещё очень простого, но недоступного для многих даже самых толковых в профессии молодых людей… Интересно, на каких общеуниверситетских курсах всему этому учат? Может быть, этому научат завучи по воспитательной работе, которые сейчас появились в школах?
Ещё есть такое понятие, как мотивация, о которой я пишу уже более десяти лет, и отсутствие которой сегодня считается самой большой проблемой для многих…
См. также: Владимир Парфёнов: «Родившиеся 20 лет назад в большой доле не очень-то мотивированы на профессиональный успех» >>>
Можно ещё долго писать, читать лекции и проводить практические занятия по отмеченным вопросам, но для получения ответов на них нельзя придумать что-либо лучшее, чем то, что уже долгие годы практикуют (причём не только на тренажёрах) лётчики, приказывая: «Делай, как я!». Альберт Швейцер говорил: «Личный пример – это не просто главный способ повлиять на других. Это просто единственный способ».
Но для того, чтобы делать, как «он», во-первых, ученики не должны быть упёртыми, а тем более упоротыми, во-вторых, требуются те, кто не только будут проводить занятия, но и подавать пример своим отношением к жизни, а в-третьих, опять-таки, иметь много времени и сил. Кстати, также готовят во всём мире хирургов, но в медицине, в отличие от IT, никакие шестимесячные курсы не позволят приобрести эту профессию…
Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.