Проект стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 года представлен для обсуждения
Минцифры опубликовало для общественного обсуждения проект распоряжения об утверждении стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года. Документ подготовлен министерством совместно с заинтересованными федеральными органами...
Минцифры опубликовало для общественного обсуждения проект распоряжения об утверждении стратегии развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года.
Документ подготовлен министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и при участии крупнейших операторов связи, отечественных производителей телекоммуникационного оборудования, разработчиков программного обеспечения и средств защиты информации, научных и образовательных организаций, отраслевых ассоциаций, говорится в пояснительной записке к проекту отраслевой стратегии.
Предполагается, что стратегия будет реализовываться в два этапа.
Первый этап (2023–2030 годы) включает:
- организацию взаимодействия информационных систем операторов мобильной связи с инфраструктурой электронного правительства для дистанционного заключения договоров оказания услуг связи, идентификации и аутентификации абонентов, актуализации сведений об абонентах, направления абонентам информации по вопросам исполнения сторонами существенных условий договоров об оказании услуг связи, взаимодействия операторов с органами государственной власти;
- обеспечение дальнейшего внедрения современных и перспективных технологий идентификации абонентов сетей мобильной связи (eSIM, а в дальнейшем – iSIM) с введением усиленной неквалифицированной электронной подписи, а также упрощённых процедур использования Единой биометрической системы для идентификации абонентов;
- разработку и внедрение на сетях связи отечественного оборудования стандарта LTE;
- завершение использования технологии 3G с высвобождением радиочастотного спектра для современных технологий;
- разработку и опытную эксплуатацию отечественного оборудования стандартов 5G и 6G-Ready, а также внедрение практики совместного использования опорной инфраструктуры операторами мобильной связи для развёртывания сетей 5G, а к 2035 году – и 6G;
- нормативное закрепление основных принципов дальнейшего развития сетей 4G и 5G в Российской Федерации: использование диапазона радиочастот 4800-4990 МГц (с потенциалом расширения до 4400-4990 МГц) в качестве основного для создания сетей мобильной связи 5G; использование отечественных средств криптографической защиты информации для защиты сетей связи; использование российского телекоммуникационного оборудования, включённого в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- разработку и внедрение инструментов автоматического распределения и совместного пользования радиочастотным спектром (динамический учёт), что позволит операторам связи совместно с государственными органами использовать динамически выделяемые полосы радиочастот на принципах территориального и временно́го планирования;
- создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки, позволяющей обеспечить широкополосный доступ к Интернету в отдельных регионах России, а также передачу сообщений с мобильного телефона в адрес экстренных служб – на территориях с отсутствующим или недостаточным покрытием сетями сотовой связи;
- первую очередь обновления российской национальной группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите с применением отечественного оборудования;
- создание и внедрение генеральной схемы сетей связи как инструмента оптимизации расходов отрасли на развитие инфраструктуры;
- создание технологических холдингов и запуск мега-проектов по наиболее актуальным и наукоемким направлениям развития инфраструктуры связи;
- организация разработки и производства отечественной электронной компонентной базы, требуемой для создания абонентских терминалов сетей мобильной связи 4G/LTE и 5G, а также налаживание серийного выпуска данных терминалов, в том числе с использованием опыта стран-партнеров Российской Федерации;
- разработка и внедрение сквозных систем и метрик оценки качества функционирования сетей связи и Рунета и их защищённости от реализации недопустимых событий;
- перевод всей отечественной критической информационной инфраструктуры на доверенные отечественные решения (в том числе отечественные операционные системы);
- расширение взаимодействия научных организаций с участниками отрасли связи, разработчиками телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и средств защиты информации, в том числе криптографических;
- поэтапное замещение иностранных средств защиты информации, в том числе криптографических, на доверенные средства, сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- внедрение систем фильтрации компьютерных атак в сетевом трафике при оказании услуг связи, в том числе использующих технологии искусственного интеллекта;
- развитие отраслевого центра государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак https://d-russia.ru/tag/gossopka на информационные ресурсы Российской Федерации, включая систему раннего предупреждения об угрозах информационной безопасности;
- внедрение технологии квантового распределения ключа на основе отечественного оборудования в интересах государственных и крупных корпоративных потребителей, а также апробация и внедрение пост-квантовых методов криптографической защиты информации в сетях связи;
- продвижение положений национальных стандартов Российской Федерации в международные и межгосударственные стандарты для их последующего применения на абонентских устройствах.
Второй этап (2031–2035 годы) включает:
- подключение к Интернету с использованием сетей фиксированной связи 98% домохозяйств и социально-значимых объектов со скоростью подключения не менее 1 Гбит/с;
- полную замену оборудования стандарта LTE и более ранних поколений на отечественное телекоммуникационное оборудование;
- развёртывание сетей 5G на отечественном оборудовании во всех городах с населением от 100 тысяч человек, с возможностью создания выделенных сегментов сети для безопасного и надёжного взаимодействия объектов критических инфраструктур и служб безопасности;
- начало коммерческой эксплуатации сетей 6G;
- создание гибридной сети связи на основе отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки, сегментов мобильной и фиксированной связи, обеспечивающей бесшовную интеграцию и непрерывную сетевую связанность. Указанная гибридная сеть обеспечит покрытие различными услугами связи всей территории страны, включая федеральные и региональные автомобильные дороги, Арктическую зону и трассу Северного морского пути, а также обеспечит технологические возможности управления беспилотными авиационными системами и глобальное покрытие с возможностью экспорта услуг связи в зарубежные страны;
- вторую очередь обновления российской национальной группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите с применением отечественного оборудования;
- кратное увеличение суммарной пропускной способности магистральных линий (включая трансграничные переходы), а также развитие отечественной сети доставки контента;
- оснащение пользовательских устройств и промышленного оборудования цифровыми SIM-картами, функционирующими с использованием отечественных криптографических алгоритмов;
- массовый переход на технологию сетевой виртуализации и программно-конфигурируемых сетей с открытой архитектурой и возможностью встраивания сетевых приложений, а также массовое внедрение технологий искусственного интеллекта для управления сетями связи.
Источниками ресурсов для реализации стратегии являются:
- средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию государственных программ РФ, включая государственные программы «Информационное общество», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- ресурсы организаций отрасли связи;
- средства иных участников хозяйственной деятельности.
Реализация стратегии предполагает активное привлечение внебюджетных средств, что придаёт особое значение повышению инвестиционной привлекательности отрасли, отмечают в Минцифры.
Общественное обсуждение проекта стратегии продлится до середины сентября.