ЛНМО – жила, жива и будет жить

  

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО. В Санкт-Петербурге 30 лет на основе государственно-частного партнёрства просуществовала необычная школа, названная её основателем Ильей Александровичем Чистяковым «Лабораторией непрерыв...

Май 25, 2023
ЛНМО – жила, жива и будет жить

Об авторе: Анатолий Шалыто, профессор, д.т.н., Университет ИТМО.

В Санкт-Петербурге 30 лет на основе государственно-частного партнёрства просуществовала необычная школа, названная её основателем Ильей Александровичем Чистяковым «Лабораторией непрерывного математического образования» (ЛНМО). Работа школы вчерне выглядела так: с общеобразовательной школой заключался договор аренды некоторых её помещений, в которых размещались классы из специально отобранных преподавателями ЛНМО детей, которые основное образование формально получали в этой школе, так как и там, и в дополнительном образовании, также осуществляемом на территории школы, преподавателями являлись сам Чистяков и приглашённые им преподаватели, включая большое число выпускников ЛНМО. Обучение в ЛНМО стоило родителям денег, но несравненно меньших, чем в платных школах.

Сначала в ЛНМО были только математические классы, которые находились в одной из общеобразовательных школ, потом в другой школе появились инженерные классы, в третьей были размещены химико-биологические классы, в четвертой – гуманитарные классы, и, наконец, в пятой – академические. Все пять школ располагались в одном из центральных районов города – Адмиралтейском.

Долгие годы всех (город, район, школы, детей, родителей и учителей) всё устраивало. Так как перечень достижений учащихся ЛНМО в прошлом году занимал 49 страниц (сейчас он стал еще больше), то славы хватало не только ЛНМО, но и школам, в которых они находились (сейчас со славой в этих школах дело обстоит хуже…). Более подробно деятельность лаборатории описана в книге «ЛНМО. Формула новой школы».

И вдруг летом прошлого 2022 года что-то случилось, и усилиями комитета по образованию города и администрации района, где находились все указанные общеобразовательные школы, ЛНМО закрыли: расторгли договора аренды, где они были, некоторые помещения опечатали и во всех школах предложили «собирать манатки» и уезжать из них неизвестно куда. Причина произошедшего практически не артикулировалась, да её особенно и не надо было артикулировать, так как хорошо известно, что у сильного всегда бессильный виноват!

Все, кто был причастен к ЛНМО (учителя, родители, дедушки и бабушки), были в шоке – конец июня, до нового учебного года всего два месяца, а 550 (!) школьников разных классов оказались на «улице». Дети сначала мало что знали о происходящем, так как были на каникулах, и поэтому многие из них находились вне города, но зато, когда перед началом учебного года они приехали домой, то и они были в шоке от того, что им приходилось своими руками уничтожать любимое учебное заведение (разбирать парты, столы и шкафы, упаковывать книги, компьютеры и делать много чего ещё из этой «оперы»), в которое они ездили со всех концов города. Я думаю, это был для детей такой жизненный «урок», который никакие вводимые в школах завучи по воспитательной работе не обеспечат.

Куда только не писали и кто только не писал (снимал) о закрытии ЛНМО, но «железная дверь» в неё «захлопнулась», и, как думали чиновники, навсегда.

Я неоднократно был членом научного жюри «Балтийского научно-инженерного конкурса», охватывающего всю страну, который много лет проводит лаборатория, и своими глазами видел какими «бриллиантами» являются многие школьники ЛНМО и другие участники этого соревнования. Некоторые из этих ребят, в том числе и с моей подачи, поступили по конкурсу ITMO.STARS, проходящим с девизом «Поступай не как все!», учиться в Университет ИТМО, и учились и учатся классно! Кстати, в разгар описываемых событий я задавал чиновникам вопрос о том, кто после закрытия ЛНМО будет проводить этот конкурс, но ответа никогда не получал, так как его проведение не входило в сферу их ответственности, а раз так, то по этому вопросу «хоть трава не расти»…

Поэтому я не мог остаться равнодушным к происходящему и включился в борьбу. При этом отмечу, что в 2018 году я одним из первых в стране получил вновь введённую государственную награду – знак отличия «За наставничество» во многом благодаря тому, что помогал создавать на легендарной кафедре «Компьютерные технологии» Университета ИТМО атмосферу успеха. Решил воспользоваться тем же «оружием» и здесь – стал писать тексты, вселяющие уверенность и надежду в тех, кто боролся за сохранение ЛНМО, особенно тогда, когда у них опускались руки.

В результате на сайте «Экспертный центр электронного государства» и на моей странице «ВКонтакте» я с июля 2022 года по февраль 2023 года опубликовал девять текстов:

  1. SOS (25.07.2022, вариант этой статьи опубликован здесь).
  2. «Семья, ЛНМО, ИТМО» (03.08.2022).
  3. «Математика и закон» (06.08.2022).
  4. «Комментарии по поводу текста Ирины Петровны Потехиной «Так нужна ли помощь детям ЛНМО?» (08.08.2022).
  5. «Где наша не пропадала? А она не пропадала нигде…» (11.08.2022).
  6. «Не всякая забота идет на пользу…» (17.08.2022).
  7. «И зачем Питеру такая слава, или надежда умирает последней…» (21.08.2022). Вариант этого текста: «Надежда умирает последней…» (22.08.2022).
  8. «Хроника покушения на убийство (субъективные заметки)» (31.08.2022).
  9. «Чудо чудное, диво дивное» (20.02.2023).

Первый из этих тестов содержал очень много букв, но его появление, видимо, так удивило «народ», что с ним только в сети «ВКонтакте» ознакомилось более 3425 человек, из которых более 860 ее прочли целиком. Это составляет 25% прочтения и является весьма редким явлением для таких больших текстов.

Последний текст из опубликованных перед началом учебного года имел красноречивое название: «Хроника покушения на убийство (субъективные заметки)». Первого сентября руководитель «Агентства стратегических инициатив» Светлана Чупшева, которая со своими сотрудниками, пыталась помочь сохранить ЛНМО, попросила губернатора Петербурга Александра Беглова решить проблему с работой лаборатории. Но и эта просьба осталась незамеченной…

В результате, несмотря на все усилия, приложенные людьми разных социальных уровней, и на огромную психологическую травму, которая наносилась детям в результате переезда в никуда и неизвестно зачем, чиновникам от образования было не до сантиментов, и они всё-таки закрыли ЛНМО.

Надо им отдать должное – они не собирались столько детей оставлять на улице и предлагали родителям варианты перехода в другие школы, тем более что, по их мнению, у нас в городе все школы хороши, а то, что ЛНМО – любимая школа, относилось к разряду сантиментов, которые никто не собирался учитывать. Это напоминало поведение Сталина, когда он при «посадке» жён высокопоставленных чиновников, будучи большим гуманистом, говорил, что им найдут новых жён. Однако это почему-то нравилось не всем.

После произошедшего педагогический коллектив школы предложил детям и их родителям перейти в части основного образования на семейное (домашнее) обучение, а для обеспечения дополнительного образования – стали активно искать помещение. Узнав об этом, чиновники предположили, что согласных на эти условия будут единицы, и ЛНМО исчезнет сама собой. Думаю, что они были сильно удивлены, когда узнали, что «стойких оловянных солдатиков» оказалось более 400 (!) человек.

Трудно передать чувства, которые охватили присутствующих в дождливое, холодное утро первого сентября на «Дне знаний» в «приютившем» ЛНМО для получения дополнительного образования дворце княгини Юсуповой на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, принадлежащем много десятилетий обществу «Знание», когда около тысячи (!) человек (школьников, родителей и учителей) слушали «Гимн Великому Городу» – городу, который считается Культурной Столицей, руководство которой, мягко говоря, не очень культурно поступило с теми, кто в этот момент был в зале. В общем, сложилась ситуация, которую Пастернак описал так: «Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать»! Они и не отличали, и с сентября 2022 года по начало января 2023 года школа работала в указанных условиях.

Тем временем к этой истории подключались новые люди, которые, в частности, уговаривали городских чиновников выделить для лаборатории хотя бы на время резервное школьное здание, принадлежащее городу. Но и это закончилось ничем.

Потом произошёл новый поворот в судьбе ЛНМО: из дворца Юсуповой «на улицу» выгнали (!) не только всех арендаторов, включая ЛНМО, но и само общество «Знание», которое «жило» там более 70 лет, так как в стране и в Питере появилось новое общество … «Знание». Именно этому событию и был посвящён последний из упомянутых выше текстов – «Чудо чудное, диво дивное». Итак, ЛНМО снова оказалась «без крыши над головой», и снова чиновники не пришли на помощь…

Но ЛНМО не погибла и опять самостоятельно решила проблему «крыши для своей головы», что позволило более чем 350 школьникам завершить этот невероятно трудный учебный год.

Что ждёт лабораторию, которая определяет себя как школа с научным уклоном, в дальнейшем?

Во-первых, она из государственно-частной превратилась в частную. Во-вторых, нашла коммерческую недвижимость, которую в сложившихся условиях в стране и мире удалось снять по приемлемой цене. В-третьих, реклама, созданная чиновниками и стойкостью ЛНМО, привела к тому, что желающих поступить в ЛНМО в этом году больше, чем обычно – 600 человек. Отобрав в результате вступительных испытаний 200-250 ребят, лаборатория сможет обеспечить стоимость обучения, приемлемую для подавляющего большинства родителей, а остальных тоже не бросит, так как они, как показал этот чудовищный для них год, своих не бросают. Они, например, сохранили химико-биологический класс всего для… двух выпускников!

В результате у ЛНМО появилась возможность собрать на одной площадке все пять типов классов: математические – 7-11 классы, инженерные – 7-11 классы, химико-биологические – 7, 8, 10 и 11 классы, гуманитарные – 8-11 классы и академические – 5-6 классы. Это может привести к синергетическому эффекту. Как говорится, не было бы счастья, но несчастье помогло!

Сегодня ЛНМО обеспечивает углублённое изучение литературы, русского языка и истории, вне зависимости от направления обучения, причём в составе коллектива филологов четыре кандидата наук. В лаборатории английский язык изучается шесть часов в неделю в пяти-шести разноуровневых группах, работающих с высококлассными педагогами. Обеспечиваемое в ЛНМО фундаментальное образование позволяет каждому учащемуся разработать собственный проект или научное исследование и представить его на конкурсах и конференциях.

Можно сказать, что ЛНМО предназначена для взращивания творческих личностей. В ней для вовлечения в науку разработана система летних школ (четыре профильные смены летней научной школы ЛНМО), а также кружки дополнительного образования, научные индивидуальные соревнования для погружения в исследовательские практики. Для поддержки детей, одарённых в научном и инженерном отношении, ЛНМО с 2004 года проводит всероссийские научные соревнования (Балтийский научно-инженерный конкурс, по результатам которого проводился отбор на всемирный научный конкурс школьников Intel INSEF, и на котором учащиеся ЛНМО получили более 30 призов; олимпиада с элементами решения задач «с открытым концом»; «Математика НОН-СТОП» и Санкт-Петербургский Турнир юных математиков).

Здесь о ЛНМО рассказывает её основоположник – Илья Александрович Чистяков, а здесь своим мнением о школе делится Валентина Олеговна Грищенко, мать шестерых (!) детей, которые учатся в ЛНМО, там же учится ещё и её племянник… А вот фотография с ней и тремя её сыновьями , которую она подписала так: «Главные учителя в жизни моих мальчиков!». Это оказывается Чистяков и я…

ЛНМО – жила, жива и будет жить
Валентина Олеговна Грищенко с сыновьями и педагогами.

И в заключение. 17 мая 2023 года я получил письмо: «Уважаемый Анатолий Абрамович! Приглашаем Вас на Последний звонок и концерт, посвящённый окончанию 2022-2023 учебного года в ЛНМО, который состоится в понедельник 22-го мая с 15:00 до 18:00 в Белом зале Политехнического университета. Этот год был очень сложным, но благодаря Вам (в этом есть только небольшая доля правды – А.Ш.) мы справились со всеми трудностями, преодолели, казалось бы, невозможные преграды. Наши ученики по-прежнему учатся в своих коллективах, участвуют в олимпиадах и конференциях самого высокого уровня, становятся призёрами и победителями. Лаборатория не просто выживает, но преображается, обретает новую силу. Мы подготовили большой концерт «Назад в будущее»: музыкальные номера, сатирические миниатюры, чествование отличников и выпускников. Лаборатория – это мост, соединяющий прошлое и будущее. Мы очень благодарны, что Вы были верным другом Лаборатории. Будем рады видеть Вас на празднике, и надеемся, что Вы произнесете напутственную речь нашим выпускникам и ученикам. Директор ЛНМО И.А. Чистяков».

Хотя в последнее время я практически никуда не хожу, здесь отказаться было нельзя.

Этот текcт я прокомментировал так: «Они выстояли. Считают, что с моей помощью». Наш выпускник Михаил Медвинский при этом заметил: «С Вашей помощью и вся страна выстоит». Я ответил так: «Но, к сожалению, мне осталось стоять недолго!».

В этом году было три выпускных класса: традиционный – математический, инженерный (второй выпуск) и гуманитарный (первый выпуск). Прощание со школой было незабываемым.

Никто из чиновников от образования на это событие не пришёл (думаю, что их и не приглашали), и вместо них после вступительного слова Чистякова предложили выступить мне, я ведь тоже от образования, хотя и не чиновник…

Моя речь на этот раз была очень короткой, но в ней мне удалось сказать всё самое главное для меня, и, я думаю, для слушателей: «Толстой призвал не противиться насилием злу. Вы все (ребята, родители, бабушки, дедушки и учителя) так и поступили. Было зло – закрытие школы, просуществовавшей 30 лет и ставшей народным достоянием, а вы наперекор злу без какого-либо насилия возродили школу! Аун Сан Су Чжи из Мьянмы в 1991 году была присуждена Нобелевская премия за «выдающийся пример силы бессильного». Вы проявили такую же силу, и грех было не помочь вам в этой борьбе. Теперь у вас есть опыт борьбы со злом, и это может сильно помочь в жизни».

Для тех, у кого Толстой, как философ, недостаточный авторитет, приведу аналогичное высказывание человека, который «задержался» в истории значительно дольше Толстого-философа. Апостол Павел в послании римлянам советовал: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром». Мы воспользовались этим советом, и зло не смогло победить нас!

По завершению «Последнего звонка» мне вручили много цветов, а ещё и подарки. Под одной из фотографий появился такой комментарий: «Анатолий, огромное спасибо Вам от всех лабораторцев за все, что Вы делаете для ЛНМО!» Неплохо, правда?

А на следующий день я получил письмо от Марии Вячеславовны Чистяковой – заместителя директора ЛНМО: «Огромное спасибо Вам за вчерашнее выступление, за то, что Вы были вместе с детьми, родителями и учителями ЛНМО. Все эти грандиозные события, происходящие с нами, я думаю, мы осмыслим по-настоящему через много лет».

И на «закуску». Тем временем ЛНМО выиграла суд: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2023 признано незаконным расторжение договора на «математической площадке». Оно вступает в силу 25 мая, но лаборатория в прошлое уже не вернётся!