Как «быстрая цифра» меняет госсектор
Об авторе: Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга Госуправление становится клиентоцентричным: в фокусе разработки новых услуг теперь не условные «функции», а реальные жизненные ситуации людей. Меняются и требования к интерфейсам в госуда...

Об авторе: Станислав Казарин, вице-губернатор Санкт-Петербурга
Госуправление становится клиентоцентричным: в фокусе разработки новых услуг теперь не условные «функции», а реальные жизненные ситуации людей. Меняются и требования к интерфейсам в государственных сервисах, они становятся понятными и дружественными пользователю, а не просто «соответствующими требованию технического задания».
У этого есть логичная причина. Люди привыкли использовать российские и международные сервисы, разработанные IT-гигантами. Они являются зрелыми как с технологической точки зрения, так и с позиции пользовательского опыта. Органам государственной власти необходимо соответствовать, а иногда и опережать коммерческий сектор, чтобы достичь целей, которые ставятся руководством страны.
Особенно непросто в этой ситуации регионам. Чаще всего бюджеты ограничены, а требования от граждан к качеству региональных сервисов во многих случаях не меньше, чем к качеству федеральных.
В государственном секторе цикл производства одной цифровой услуги в среднем составляет около двух лет. Гражданам может потребоваться ждать запуска сервиса дольше, чем, например, нового приложения от частной компании.
«Цифра» становится быстрее и дешевле
Руководителям, ответственным за цифровизацию в регионах, приходится искать новые эффективные способы запуска нужных и удобных жителям технологических инициатив. В Санкт-Петербурге мы реализуем подход, который называем «быстрой цифрой». Существенно сокращать путь сервиса от идеи до запуска помогает коллаборация с отечественными компаниями.
При этом государство может получить доступ к привычным для жителей каналам коммуникаций и выстроенной инфраструктуре IT-компаний – это избавляет от необходимости выстраивать её с нуля, затрачивая ресурсы, а значит, и ускоряет проекты. Бизнес получает возможность создавать социально значимые и вовлекающие проекты, а также использовать открытые городские данные.
«Цифровой Петербург»
Такой подход мы использовали при создании экосистемы городских сервисов на портале «Цифровой Петербург».
В рамках этого проекта город предоставляет компаниям-разработчикам программные интерфейсы приложений и доступ к открытой информации органов государственной власти. Открытые данные Санкт-Петербурга доступны через API в каталоге «Цифрового Петербурга». Бизнес может запускать на этой базе разнообразные технологические проекты, полезные и интересные петербуржцам. Важно, что такое партнёрство строится на некоммерческой модели.
Мы запустили проект в 2021 году, но он продолжает развиваться и пополняться. Сейчас у 230 сервисов «Цифрового Петербурга», созданных городом, партнёрами и бизнесом, более 2 миллионов пользователей в неделю. Представленные на портале сервисы охватывают различные сферы жизни петербуржцев: здоровье, развлечения, активный отдых, образование, туризм, экология и др.
Отмечу, что экосистема предлагает петербуржцам сервисы согласно социальным ролям и потребностям. Социальные роли в экосистеме – это совокупность действий, которые выполняют люди в определённых жизненных ситуациях, например, «Я родитель», «Я пассажир», «Я читатель» и другие.
Петербургская история
Самым успешным примером коллаборации с бизнесом является запуск в Петербурге семейства городских сервисов «Я здесь живу», которые реализованы в формате мини-приложения на базе социальной сети «ВКонтакте».
В основе проекта простая идея: предоставить каждому жителю города полное представление о том, что происходит вокруг него. Причем не во всём городе (хотя такую информацию тут тоже можно найти), а прямо вокруг его дома – ведь в каждом районе, на каждой улице открываются новые кружки, проводятся мероприятия, есть красивые, интересные и при этом порой неизвестные части жителей локации.
Разработка такого сервиса с нуля потребовала бы колоссального количества ресурсов. Коллаборация с «ВКонтакте» помогла сделать «цифру» быстрой. Мы сразу работали с надёжной и безопасной средой крупнейшей в стране социальной сети, а также получили доступ к её аудитории – так донести преимущества сервиса до петербуржцев гораздо проще. Сегодня 200 тысяч горожан используют 14 сервисов, размещённых в мини-приложении «Я здесь живу».
Этот опыт можно масштабировать и применять в других российских регионах. В 2023 году «Я здесь живу» вошло в список пилотных проектов по переводу на единую цифровую платформу «ГосТех». Уже к концу года были подписаны меморандумы с представителями региональных правительств Карелии и Оренбургской области о праве использовать приложение и рассчитывать на консультационную помощь и техническую поддержку команды приложения. Есть похожие наработки и с другими регионами.
Партнёрство государства и бизнеса в проектах «быстрой цифры» имеет очевидные преимущества для всех сторон. Регион получает доступ к инфраструктуре для быстрой разработки, бизнес – новые возможности для развития или продвижения, люди – качественные и современные цифровые сервисы.