Гендиректор «КамАЗа» об отечественной САПР в автомобильной отрасли
Задача импортозамещения систем автоматизированного проектирования (САПР) стала одной из тем встречи председателя правительства Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным. В импортозамещении САПР и систем поддержки жизнен...

Задача импортозамещения систем автоматизированного проектирования (САПР) стала одной из тем встречи председателя правительства Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным.
В импортозамещении САПР и систем поддержки жизненного цикла продукции «КамАЗ» работает с «Росатомом», используя продукт «Сарус», рассказал Когогин. По архитектуре «Сарус» задуман «очень неплохо», однако исполнение сегодня ещё не соответствует требованиям автопрома.
В основном это связано с геометрическим ядром («движок» САПР, инструмент пространственного моделирования проектируемой конструкции – ред.) продукта, уточнил он: «То есть, как только появляются сложные поверхности, а их у автомобилистов достаточно, то, конечно, программе трудно». Однако перспективы небезнадёжны: «Росатом» сегодня сконцентрировал усилия, собрал хорошую группу в Сарове».
Мишустин порекомендовал «не стесняться сообщать о проблемах» и более активно требовать с подрядчиков результаты.
По мнению Кагогина, на начальной стадии разработки продукта необходимо привлекать искусственный интеллект (ИИ), который позволяет ускорять разработку. В ИИ глава «КамАЗа» видит основной резерв развития отечественных САПР. В начале сентября предприятие собрало главных конструкторов всех автопроизводителей, разработчиков PLM-систем (Product Lifecycle Management; система управления жизненным циклом изделия) и тех, кто сегодня активно занимается ИИ – «Яндекс», «Сколтех» и «Сбер».
В этом году предприятию исполнилось 55 лет. Количество выпущенных заводом грузовых автомобилей превысило 2,5 миллиона штук. Всего в эксплуатации сегодня в России их более 700 тысяч. В апреле 2023 года первые три беспилотных грузовика «КамАЗ» начали работать на трассе М-11 «Нева»; регулярная коммерческая перевозка грузов начата с августа 2023 года.