Беспилотное нормотворчество

  

ИИ будет помогать чиновникам изготавливать тексты НПА, для этого сделана целая ГИС. Сама собой напрашивается продуктивная, как нам представляется, аналогия между ГИС «Нормотворчество» и беспилотными автомобилями. Автономные автомобили на обычных доро...

Окт 01, 2024
Беспилотное нормотворчество

ИИ будет помогать чиновникам изготавливать тексты НПА, для этого сделана целая ГИС.

Сама собой напрашивается продуктивная, как нам представляется, аналогия между ГИС «Нормотворчество» и беспилотными автомобилями.

Автономные автомобили на обычных дорогах, по которым едут не только роботы, но и мы, биологические автопилоты, вызывают большие и ненужные сложности, вот некоторые из них.

Экономические проблемы. Никто не сравнивал, насколько мне известно, разницу в затратах на создание беспилотного грузовика с зарплатой шофёра – вероятно потому, что результат сравнения очевиден. Но экономикой ради прогресса можно и пренебречь.

Хуже обстоит дело с юриспруденцией. Кто будет отвечать за ДТП с участием робота, когда оно неизбежно случится? Ответом на этот вопрос пренебречь нельзя, но это, к счастью, не наша предметная область, углубляться не будем.

Посмотрим на дело глазами инженера. И увидим главное: правильный беспилотный транспорт – это не грузовик с лидаром, а грузовик в своей, специально для него сделанной инфраструктуре. Попытка отправить роботов на дорогу, не для них придуманную, есть крайне неэффективное, на грани глупости, инженерное решение. Маск с его Hyperloop прав, а тот, кто сегодня учит ИИ распознавать предназначенные для человека дорожные знаки – либо впустую развлекается, либо действует под дулом обстоятельств.

Обстоятельства – это дороги, которые мы понастроили. Грузовику негде ездить, кроме как по ним. Обычная история, чаще всего в IT так и бывает, называется «давайте автоматизируем то, что уже есть». Другая крайность называется green field и означает «строим всё с нуля, зато правильно». Так было с железными дорогами: для паровых машин приемлемой инфраструктуры в век гужевого транспорта появиться не могло, пришлось создавать её в чистом поле.

Случалось подобное и в собственно IT. Некогда, если верить легенде, командование IBM увидело, что всё забюрократизировалось до невозможности работать, и по офисам пошла, как у Брэдбери, специально обученная команда, которая выгребала и жгла всю служебную бумагу без разбора. Так создали green field — и началась новая жизнь.

ГИС «Нормотворчество» с его идей ИИ – для правки текстов – это тот же беспилотный автомобиль, запущенный в безнадёжно аналоговую инфраструктуру и пытающийся к ней приспособиться. Изготовление текстов с помощью ИИ не столько инновация, сколько приспособленчество. Текст НПА (или закона) в этом случае как был во времена Хаммурапи, так и остаётся линейным текстом, но таких размеров, с которыми сегодня нормальному человеку (да и не вполне нормальному, т.е. профессионалу) работать крайне сложно.

Есть ли тут зелёное поле? Такое, чтобы можно было искать способ улучшения коллективной работы над НПА не под фонарём, где светлее, а там, где перспективнее? Такое, что можно было бы сравнить не с беспилотным авто на дороге общего пользования, а с «веселится и ликует весь народ, поезд мчится в чистом поле»?

Есть. Называется «гипертекст». Гипертекст, вопреки общепринятому представлению, это не HTTP, и не сделанная на HTTP система, скажем, «Консультант+». Гипертекст – особый, самостоятельный класс информационных систем, позволяющий установить смысловые связи между сущностями моделируемой предметной области, и строго, в содержательных терминах, эту предметную область описать (ключевые слова: Теодор Нельсон, Xanadu). Пользователь грамотно сделанного гипертекста держит в руках разноцветные ниточки, за которые из фрагмента плоского текста можно вытащить всё, что имеет отношение к делу: частью какого общего понятия этот фрагмент является, как и в связи с какими событиями эволюционировал описанный во фрагменте объект, и ещё много всякого. В бумажных энциклопедиях, где ссылочный аппарат не просто отсылает от статьи к статье, а указывает характер ссылки (термин, персоналия, дополнительное сведение и пр.), примерно так и есть, насколько позволяют бумажные технологии.

Результаты проектирования гипертекстов бывают удивительны. Неспециалисту (проектировщику гипертекста) иногда случается предсказать будущие события в моделируемой предметной области, автору доводилось такое видеть.

Теория проектирования гипертекстов разрабатывалась задолго до появления HTTP и вообще вне связи с механизмом реализации. Практика – не знаю, существует ли нынче, может, в ЦЭМИ и осталась, когда-то умели.

Это не попытка объяснить разработчикам ГИС «Нормотворчество», что и как им надо делать, а лишь упражнение в жанре «почему бы не помечтать о подлинных госинновациях, а не только о прикручивании ИИ ко всему подряд». (В «Нормотворчестве», оговоримся, ИИ используется не бессмысленно – АА.)

Прикручивание ИИ ко всему подряд, но не туда, где действительно надо, – отдельная тема. Сложная и отчасти, пожалуй, даже опасная, однако браться за неё рано (это лучше) или поздно придётся.